Длинношеие Карены
Прежде чем писать о них самих, расскажу, как они живут.
Откуда все они взялись в Таиланде?
Карены – группа народов, живших испокон веков на юге и юго-востоке Бирмы (она же Мьянма). Из Бирмы карены и проникли в Таиланд, спасаясь от бесчинствующей военной хунты и бедности. Тайские власти выделили место на севере страны, куда заселились тысячи представителей народности карен и ее многочисленных ответвлений. Женщины одного из таких ответвлений, народности "падунг" (сами они себя называют "каян"), благодаря своим длинным шеям очень быстро стали туристическим суперхитом северного Таиланда.
Прежде чем писать о них самих, расскажу, как они живут.
Откуда все они взялись в Таиланде?
Карены – группа народов, живших испокон веков на юге и юго-востоке Бирмы (она же Мьянма). Из Бирмы карены и проникли в Таиланд, спасаясь от бесчинствующей военной хунты и бедности. Тайские власти выделили место на севере страны, куда заселились тысячи представителей народности карен и ее многочисленных ответвлений. Женщины одного из таких ответвлений, народности "падунг" (сами они себя называют "каян"), благодаря своим длинным шеям очень быстро стали туристическим суперхитом северного Таиланда.
Деревня каренов, которую показывают путешественникам – это, конечно же, туристический аттракцион. Здесь все по-потемкински чисто и показательно. Уже на подходах начинается этакая тайская пастораль.
Все чистенько, аккуратненько и открыточно.
Деревня живет активной жизнью. Крестьянин спешит по своим делам.
На подходах к длинношеим каренам можно заглянуть в поселение каренов обычношеих (все относятся к близкой этнической группе). Они не ожидают, что на фоне знаменитых соседей кому-то окажется интересно их фотографировать, поэтому во дворике обычная житейская атмосфера, без показухи.
Окрестные деревенские постройки в традициях Ниф-Нифа: легкие "домишки" на тонких сваях, основные строительные материалы – бамбук и ротанг.
В домиках такие вот окна.
Кривые калиточки.
Всякие штуковины красиво висят.
Такие вот крыши из высушенных листьев.
Вот так крыша выглядит снизу. Все стройматериалы полностью натуральные. И, как говорится, ни единого гвоздя.
Во имя туристической привлекательности, по сравнению с обычными деревнями здесь везде наведены относительные чистота и порядок – даже всякая бытовая утварь более-менее попрятана с глаз долой. Практически невозможно обнаружить вещь не на своем месте.
Разве что тапок на крыше дома.
Разве что тапок на крыше дома.
Ладно, не о крышах же рассказывать.
Вот и они. Взаправдашние длинношеие карены.
Вот и они. Взаправдашние длинношеие карены.
Вполне ожидаемо, что внутри деревни целые улицы специально сделаны для демонстрации туристам жительниц, которые наряжены и красиво рассажены под навесами вдоль дорожки.
Когда человек с фотоаппаратом появляется в поле зрения, начинается активная демонстрация ремесленнической деятельности.
Демонстрация ремесел – производство безотходное: все, что тут показательно плетется/красится/декорируется, можно на месте и приобрести. Торговля сувенирами – здесь один из важных источников дохода.
Когда девушки считают, что гости деревни их не видят – занимаются самыми обычными вещами: или спят прямо на "рабочем месте", или болтают друг с дружкой, лузгая семечки.
Фотографировать трудно. Примерно в полдень, когда я оказался в деревне, солнце стоит в зените и нещадно заливает все вокруг слепящим светом, при этом сами объекты съемок прячутся в тени под навесами. Ужасные условия для фотографирования.
Национальный костюм, вид сзади.
Реакция на фотоаппарат – отменная. Пытался подкрасться и незаметно сфотографировать сладко дремлющую на своем помостике девчонку. Не тут-то было – лишь заслышав шорох, она буквально за секунду ловко перевернулась и застыла в позе нимфы, отдыхающей после охоты.
Эффект невероятной шеи возникает не только и не сколько из-за увеличения длины самой шеи. Под немалым весом "воротника", изготавливаемого из медной или латунной проволоки, который женщины носят всю жизнь, значительно опускаются кости плечевого пояса. Что еще более усиливает образ, особенно уже у взрослых женщин.
Интересно, что однозначную историю появления традиции длинных шей никто внятно не может сформулировать. Версии встречаются самые разные. По одной из легенд это придумали мужчины-карены, чтобы их женщины были ограничены в возможности сбежать в другое племя. По другой версии, традиция является элементом поклонения духам леса. По третьей – железный воротник был призван помимо прочего защищать шею женщины от укуса хищников ("and it can protect from tiger bite", на полном серьезе выдал один из гидов, м-да). В общем, самой распространенной версией является самая простая: это для красоты.
Украшения продаются. Можно заметить, что традиционно кольца носятся не только на шее, но и на ногах. Ноги, правда, от этого длиннее положенного не вырастают.
Кстати, скоро чтобы посмотреть на каренов не придется лезть ни в какие горы. Правительство Таиланда объявило, что одна из деревень появится (или даже уже появилась) недалеко от Паттайи. Турист сможет съездить посмотреть на диковинных людей и успеть вернуться на любимый курорт к началу вечернего гоу-гоу шоу.
Это сообщение всколыхнуло мировую общественность: желтая пресса во многих странах раздула сенсацию в лучших традициях программы Максимум, публикуя статьи с заголовками "В Таиланде открылся человеческий зоопарк" и рассуждения о том, что такая достопримечательность унижает человеческое достоинство. Сам факт, что наличие таких поселений на территории Таиланда – новость, мягко говоря, не последней свежести, никого, как водится, не смутил. Что, впрочем, и неудивительно. Наверное, если власти страны решат насыпать искусственную гору рядом с Паттайей – в западной и европейской прессе появятся сообщение "В Таиланде появились горы!"
Это сообщение всколыхнуло мировую общественность: желтая пресса во многих странах раздула сенсацию в лучших традициях программы Максимум, публикуя статьи с заголовками "В Таиланде открылся человеческий зоопарк" и рассуждения о том, что такая достопримечательность унижает человеческое достоинство. Сам факт, что наличие таких поселений на территории Таиланда – новость, мягко говоря, не последней свежести, никого, как водится, не смутил. Что, впрочем, и неудивительно. Наверное, если власти страны решат насыпать искусственную гору рядом с Паттайей – в западной и европейской прессе появятся сообщение "В Таиланде появились горы!"
Хорошо ли живется в современном мире удивительным этим людям?
История этих, обаятельных в общем-то, девчонок печальна. Они – беженки. Также, как и все их соплеменники. У них нет документов. Им запрещено покидать пределы резервации. Они живут и растят шеи на ограниченном пятачке земли своего "зоопарка", и единственное изменение наступит, если власти захотят переселить их на другой пятачок – поближе к популярным курортам. Деревни каренов отстроены правительством Таиланда фактически как декорации, с той лишь разницей, что каренам приходится жить в них полноценной жизнью. Легкие "соломенные" домики, фотографии которых в деталях я не случайно привел в начале рассказа, хоть и являются традиционными для каренов – и в принципе выглядят вполне уместно в стране, где круглый год лето – однако, даже в небогатых исконно тайских деревнях постройки все-таки более основательны.
"Менеджментом" поселений каренов полностью занимаются тайские власти, никакого самоуправления у переселенцев нет. Специальные патрули контролируют и пересчитывают-отмечают-регистрируют всех жителей, чтобы никто не попытался убежать в поисках заработка за пределы выделенных земель (а это технически возможно, ведь не у каждого карена длинная шея – только у женщин очень малочисленной народности падунг, а в целом в резервациях на территории Таиланда живут десятки тысяч мигрантов-каренов). Сами женщины с кольцами на шеях денег получают, конечно, больше среднестатистического крестьянина. Но доходы от привлечения туристов и продажи сувениров не могут прокормить всех. Туристический бизнес отдельно взятого малого народа по сути является не столько источником прибыли, а скорее гарантией, что не выгонят из страны. Карены прокармливают себя традиционным земледелием, разводят быков и буйволов. Средней оплатой труда крестьян по региону считается (в пересчете на наши деньги) примерно 100 рублей за несколько дней тяжелого труда в полях.
Но люди в принципе довольны и умиротворены – нет войны рядом, и это уже хорошо.
Вот такая история.
"Менеджментом" поселений каренов полностью занимаются тайские власти, никакого самоуправления у переселенцев нет. Специальные патрули контролируют и пересчитывают-отмечают-регистрируют всех жителей, чтобы никто не попытался убежать в поисках заработка за пределы выделенных земель (а это технически возможно, ведь не у каждого карена длинная шея – только у женщин очень малочисленной народности падунг, а в целом в резервациях на территории Таиланда живут десятки тысяч мигрантов-каренов). Сами женщины с кольцами на шеях денег получают, конечно, больше среднестатистического крестьянина. Но доходы от привлечения туристов и продажи сувениров не могут прокормить всех. Туристический бизнес отдельно взятого малого народа по сути является не столько источником прибыли, а скорее гарантией, что не выгонят из страны. Карены прокармливают себя традиционным земледелием, разводят быков и буйволов. Средней оплатой труда крестьян по региону считается (в пересчете на наши деньги) примерно 100 рублей за несколько дней тяжелого труда в полях.
Но люди в принципе довольны и умиротворены – нет войны рядом, и это уже хорошо.
Вот такая история.
Комментариев нет:
Отправить комментарий