Перевал «Чике-Таман» расположен на 320 километре (от Бийска) знаменитого Чуйского тракта. В переводе с алтайского название перевала означает «плоская подошва». Высота перевала Чике-Таман составляет 1460 метров (он занимает второе место после Семинского, среди автомобильных перевалов Алтая), однако из-за своей крутизны он кажется намного выше. Подъем и спуск представляют из себя горный серпантин, вырубленный в склонах. С одной стороны — вверх уходят высокие скалы, а взглянешь в другую — глубочайшие обрывы и великолепные горные панорамы
По обеим сторонам перевала растет редкий лиственничный лес и различные кустарники. Тенистые склоны поросли мхом и баданом. На самом перевале встречается маральник, алтайская жимолость, ива, таволга. Здесь же произрастает эдельвейс, цветы которого напоминают белые пушистые звездочки. Правда, здесь они не особенно крупные. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 году перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.
В прежние времена дорога через перевал Чике-Таман проходила в другом месте. С новой дороги виден этот путь, поросший растительностью. Это была конно-тележная тропа, тогда перевал имел 34 крутых и опасных поворотов при подъёме. Так же были обнаружены еле видные следы древней дороги, строительство которой относят к XII векам. В 1903 году завершилось строительство конной дороги по перевалу. А в 1913-1914 годах начинает изыскательские работы экспедиция под руководством техника В.Я. Шишкова, более известного в роли русского писателя классика. Одно из произведений Шишкова - Путевые очерки «По Чуйскому тракту», содержит главу, посвященную и перевалу Чике-Тамен. После больших ремонтных работ, произведённых в 1924-1925 годах, стало возможным автомобильное движение.
В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу. В 1927 году была закончена прокладка новой трассы щебёночным покрытием. Работы по прокладке современной дороги поистине колоссальны. Пришлось переместить более 500 тыс. тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и насыпать дорогу. Ныне существующая трасса была запущена в 1984 году, до этого перевал был сложным и опасным препятствием из-за своей узости и набора высоты.
У тех, кто проезжает по перевалу Чике-Таман впервые, от крутизны подъемов, резко петляющей дороги, крутых обрывов по сторонам и открывающихся горных панорам просто захватывает дух. Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по серпантину. Сейчас на перевале проложен двухполосный асфальт, однако, на автомобиле можно проехать и по старой дороге, которая соединена с новой на вершине Чике-Тамана. Естественно, она не так удобна, но ещё более интересна. С перевала Чике-Таман открывается великолепный вид на громады горных хребтов, скалы и на старую дорогу, петляющую внизу.
«Чике-Таман—огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегома, куда выходит тракт. Вы подъезжаете вплотную к горе, выходите из повозки и пешком поднимаетесь по бесконечным извилинам тракта, подобно пьяному мужику, и измучившись, благополучно достигаете вершины перевала. А лошади тем временем надрываются над вашим экипажем. Вы поднялись на сто шестьдесят сажен и на столько же должны спуститься. А горизонтальное расстояние между крайними точками подъема и спуска всего одна верста
Все эти отдельные зигзаги тракта очень коротки и узки, радиусы закруглений малы, уклоны велики. Телега в закруглениях иногда не может повернуться: колеса висят над ничем не огражденной пропастью. Еще один неловкий шаг лошади, и она вместе с возом сорвется вниз. И вот тут-то начинается ад. В особенности весной, или во время дождей, когда дорога покрывается липкой грязью».
altai-photo.ru
По обеим сторонам перевала растет редкий лиственничный лес и различные кустарники. Тенистые склоны поросли мхом и баданом. На самом перевале встречается маральник, алтайская жимолость, ива, таволга. Здесь же произрастает эдельвейс, цветы которого напоминают белые пушистые звездочки. Правда, здесь они не особенно крупные. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 году перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.
В прежние времена дорога через перевал Чике-Таман проходила в другом месте. С новой дороги виден этот путь, поросший растительностью. Это была конно-тележная тропа, тогда перевал имел 34 крутых и опасных поворотов при подъёме. Так же были обнаружены еле видные следы древней дороги, строительство которой относят к XII векам. В 1903 году завершилось строительство конной дороги по перевалу. А в 1913-1914 годах начинает изыскательские работы экспедиция под руководством техника В.Я. Шишкова, более известного в роли русского писателя классика. Одно из произведений Шишкова - Путевые очерки «По Чуйскому тракту», содержит главу, посвященную и перевалу Чике-Тамен. После больших ремонтных работ, произведённых в 1924-1925 годах, стало возможным автомобильное движение.
В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу. В 1927 году была закончена прокладка новой трассы щебёночным покрытием. Работы по прокладке современной дороги поистине колоссальны. Пришлось переместить более 500 тыс. тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и насыпать дорогу. Ныне существующая трасса была запущена в 1984 году, до этого перевал был сложным и опасным препятствием из-за своей узости и набора высоты.
У тех, кто проезжает по перевалу Чике-Таман впервые, от крутизны подъемов, резко петляющей дороги, крутых обрывов по сторонам и открывающихся горных панорам просто захватывает дух. Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по серпантину. Сейчас на перевале проложен двухполосный асфальт, однако, на автомобиле можно проехать и по старой дороге, которая соединена с новой на вершине Чике-Тамана. Естественно, она не так удобна, но ещё более интересна. С перевала Чике-Таман открывается великолепный вид на громады горных хребтов, скалы и на старую дорогу, петляющую внизу.
«Чике-Таман—огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегома, куда выходит тракт. Вы подъезжаете вплотную к горе, выходите из повозки и пешком поднимаетесь по бесконечным извилинам тракта, подобно пьяному мужику, и измучившись, благополучно достигаете вершины перевала. А лошади тем временем надрываются над вашим экипажем. Вы поднялись на сто шестьдесят сажен и на столько же должны спуститься. А горизонтальное расстояние между крайними точками подъема и спуска всего одна верста
Все эти отдельные зигзаги тракта очень коротки и узки, радиусы закруглений малы, уклоны велики. Телега в закруглениях иногда не может повернуться: колеса висят над ничем не огражденной пропастью. Еще один неловкий шаг лошади, и она вместе с возом сорвется вниз. И вот тут-то начинается ад. В особенности весной, или во время дождей, когда дорога покрывается липкой грязью».
altai-photo.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий