воскресенье, 16 июня 2013 г.

Золотые голоса советского кино: певицы-эмигрантки

Золотые голоса советского кино: певицы-эмигрантки
Их голоса знают миллионы, но немногие сегодня узнают их в лицо. Они создавали атмосферу советских фильмов, делали песни из них невероятно популярными, а за это их порой даже не включали в титры. Сегодня свой день рождения отмечает Аида Ведищева. Предлагаю в честь этого вспомнить ее и других "закадровых" певиц-эмигранток: как они жили, о чем пели, почему уезжали.

Аида Ведищева

Аида Вайс (в замужестве – Ведищева) родилась в музыкальной семье врачей. Она была из тех детей, которые петь и танцевать начинают едва ли не раньше, чем говорить и ходить. И хотя родители после школы направили дочь в иняз, это никак не повлияло на ее будущую карьеру. Ведищева пела в ансамблях Олега Лундстрема и Леонида Утесова. От последнего она даже ушла, чем несказанно обидела мэтра.

К Гайдаю на фильм Кавказская пленница певица попала как будто случайно. Ведищева вспоминала, что она и не поняла, что это пробы на фильм. Ее попросили спеть простенькую песенку, она и спела.


После этой песни она стала "первой советской миллионершей" – пластинка с записью разошлась семимиллионным тиражом. Певица стала всесоюзной знаменитостью – ее приглашали в фильмы, на концерты, она создала свое театрализованное музыкальное шоу "Поющие новеллы".


Но были и проблемы. Сама Ведищева уверена, что ее невзлюбила Фурцева, и в результате она попала в список "нежелательных" артисток. Ее пластинки размагничивали, ее фамилию не указывали в титрах фильмов, у нее отбирали музыкантов из шоу. С фильмом Бриллиантовая рука, в котором она исполнила знаменитую песню "Помоги мне" вообще произошла смешная история. После него ей писали письма из министерства культуры с требованием "прекратить это безобразие".

Ее как будто специально выживали. И выжили. Надо отметить, Ведищева уехала далеко не сразу, позже многих, только в 1980 году. В Америке у нее началась новая жизнь. Не легкая и счастливая, а, наоборот, сложная и полная трагических событий. Звездой там она не была, поэтому, сразу же забыв про "звездные амбиции" пошла учиться. В 40 лет. Здесь она снова достигла определенного успеха, в том числе поставила мюзикл на Бродвее.

Но здесь же в ее жизни произошли трагические истории. Самоубийство второго мужа. Неудачный брак с миллионером, закончившийся тяжелым бракоразводным процессом. И самый страшный удар – рак третьей степени. Но она устояла, выдержала, выжила и поборола болезнь. И сейчас певица, которой сегодня исполняется 72 года, продолжает выступать в образе Статуи Свободы и ни на секунду не теряет оптимизма и жизнелюбия.

В чем была ее проблема в Советском Союзе? Сама певица считает, что "не совпала по жанру". Ее тянуло к музыкально-театрализованным шоу вроде мюзиклов, а ничего подобного у нас тогда принято не было. И ведь действительно, Ведищева отличается удивительным артистизмом. Как иначе объяснить, что одна и та же женщина могла так искренне спеть страстную песню "Помоги мне!", веселую "Песенку про медведей" и нежную и трогательную композицию "Лесной олень". Но моя любимая песня Ведищевой, безусловно, вот эта.

А у вас?

Лариса Мондрус

В среде советских артистов отъезд за рубеж в шутку было принято называть "операция Лара" в честь Ларисы Мондрус. Певица уехала довольно рано – еще в 1973 году. Но давайте по порядку.

Лариса выросла в Риге. Уже в школе она с удовольствием пропускала уроки (особенно по математике) ради выступлений на различных праздниках и спортивных соревнованиях. Юная исполнительница быстро поняла, что едва ли не главный ее талант – вызывать в людях эмоции. "Когда я пела "Мадагаскар", люди плакали. И я вдруг осознала, что могу из любого текста, если в нем есть хоть капля чувства, сделать нечто важное и заставить зал слушать меня. Я никогда не начинала выступлений с песен типа "Эх, валенки, да валенки", а наоборот старалась сфокусировать внимание публики с заведомого "пьяно". И если ставила задачу поведать слушателям трогательную историю и заставить их уронить слезу, то мне это удавалось практически всегда", – вспоминала певица.

После школы встал вечный вопрос всех выпускников "кем работать мне тогда, чем мне заниматься". Отчим советовал идти на завод полупроводников, мама рекомендовала поступать в иняз. А Лариса… Лариса хотела и дальше петь, но не знала, что для этого нужно сделать.

По счастливой случайности ее пригласили на прослушивание в Рижскую филармонию, которое она с блеском прошла. Певицу быстро заметили и сначала позвали работать в оркестр Эдди Рознера, потом в Московский мюзик-холл, потом – в "Москонцерт".

Всесоюзной знаменитостью Лариса Мондрус стала благодаря "Голубым огонькам". А в 1965 году она снялась в роли певицы в фильме Дайте жалобную книгу.

Но моя любимая песня Мондрус – закадровая, из фильма Джентльмены удачи.

Как я уже говорила, Лариса выросла в Риге. А Советская Латвия – это все-таки было не совсем то же самое, чем "остальной" Советский Союз. Певица была воспитана в несколько иной творческой атмосфере, где вместо идеологических песен она распевала западные шлягеры. Даже выступление знаменитого оркестра Лундстрема ей показалось "слишком советским".

Может, именно поэтому у нее возникли проблемы. Считается, что чиновники "Москонцерта" настоятельно рекомендовали ей браться гражданские песни, а она отстаивала свою творческую свободу.

Ее песни называли слишком западными, саму певицу критиковали за мини-юбки и просили петь что-нибудь поскромнее. Певица вспоминала, что это слово "поскромнее" преследовало ее. Ее просили поскромнее вести себя на концертах, во время телеэфиров, поскромнее танцевать и так далее. Ее неохотно выпускали на гастроли за рубеж. В какой-то момент в "Москонцерте" начали говорить: "заявок на Мондрус нет", хотя ее приглашали концертные организации ГДР и Чехословакии. Певицу лишали сольных концертов и телеэфиров.
Кончилось все предсказуемо: не отпускаете на чуть-чуть – уеду навсегда. Под предлогом ухода за фиктивным больным дядей из Израиля певица с мужем покидают Родину.

Ее не простили и… убили. В прессе. В газетах проскочила история о том, что Лариса Мондрус просила вернуть ей советской гражданство, а после отказа покончила жизнь самоубийством. В советских СМИ о ней больше не говорили.

На самом деле, в Германии, куда переехала Лариса Мондрус с мужем, все сложилось очень неплохо. Она выступала, записывала пластинки на немецком и латышском языках. А потом у певицы родился долгожданный сын. Однажды, когда она вернулась домой после шестимесячных гастролей, малыш не узнал маму. В этот момент с музыкой было покончено. Лариса Мондрус посвятила себя сыну, а заодно создала собственный бизнес. Сейчас у нее есть обувной магазин где-то в Мюнхене. Буду там, надо будет найти.

Нина Бродская

Карьера Ларисы Мондрус кажется довольно стремительной. Но по сравнению с Ниной Бродской она медленно ползла на вершину, тогда как молодая певица туда без видимых усилий взлетела.

Уже в 16 лет(!) Нина Бродская поет в оркестре Эдди Рознера. В 17 – озвучивает свою первую песню к фильму – "Любовь – кольцо" для картины Женщины. Но самая ее известная песня из фильма, пожалуй, эта.


Ее голос мы слышали с детства – именно им были озвучены многие песни к фильму и пластинке Приключения Буратино. У нее были гастроли, концерты, участие в международных конкурсах. Чего же не хватало? Сама Нина Александровна рассказывает, что она стала "нежелательной" певицей. Ее убрали из теле- и радиоэфира. А однажды заставили вернуться с международного конкурса прямо перед выступлением.

Певица уехала в Америку в 1979 году. Там она начала писать песни, выпускать альбомы, выступать с концертами. После 90-х начала периодически ездить в Россию. Оказывается, здесь ее помнят и любят и приглашают участвовать в крупных концертах.

После моей статьи может создаться впечатление, что в Советском Союзе эстрадным исполнительницам вообще жить не давали, и эмиграция была единственным выходом. Конечно, это не так. Кто-то уехал, но гораздо больше музыкантов остались. О них мы обязательно расскажем в следующий раз.

А какие у вас любимые песни из советских фильмов? Какие вам нравятся исполнительницы, их спевшие?
http://www.etoya.ru/culture/2013/6/10/34537/#Золотые_голоса_советского_кино:_певицы-эмигрантки

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Проверка сайта