среда, 26 июня 2013 г.

Драгоценная посуда Древней Руси

Высокие стаканы, расширенные в верхней части, издавна бытовали на Руси. Они изготавливались из олова, меди, серебра. Стаканы ХVI- ХVII веков были с сильным раструбом стенок. Стеклянные и хрустальные стаканы появились на Руси в ХVII столетиях. Постепенно форма их менялась, приобретая форму цилиндра, иногда на ножках-шариках. Серебряные стаканы XVII века украшались резным и черневым орнаментом из вьющихся стеблей с крупными цветами, изображением фруктов, ягод, связок плодов.
Стакан. Россия, Москва,  Патриаршая серебряная мастерская,  начало  XVII в.

Россия, Москва, Патриаршая серебряная мастерская, начало XVII в.
Серебро, золочение.

Музеи Кремля обладают уникальной коллекцией серебряных стаканов, изготовленных в Мастерских Московского Кремля.

Серебряный стакан, выполненный в начале XVII века в мастерских Патриаршего двора, отличается простотой формы и отсутствием декора. На дне стакана сделана резная надпись: «/ стакан / патриарш / казеннои / весу 61 [золотник].

Стакан. Россия, Москва,  Мастерские Московского Кремля,  1601-1650 гг. Принадлежал царю  Михаилу Федоровичу.

Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг.
Серебро, резьба, золочение.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Гладкий на поддоне стакан, принадлежащий царю Михаилу Федоровичу Романову, выполнен в 1650-1700-х годах. По венцу стакана имеется надпись, свидетельствующая об его принадлежности царю Михаилу Федоровичу



Стакан. Россия,  Москва,  Мастерские Московского Кремля, 1650-1700 гг. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.

Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1650-1700
Серебро, чеканка, резьба, золочение.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Выполненный в этот период времени другой стакан, владельцем которого так же являлся царь Михаил Федорович, помещен на поддон на трех ножках в виде фигурок маленьких львенков.

Стакан. Россия, Москва, конец XVII в.
Россия, Москва, конец XVII в.
Серебро, чеканка, резьба, чернь, золочение.
Если орнамент стаканов первой половины XVII века графичен, четок и легко читается, то второй половине века рисунок становится густым и сложно закрученным. В орнамент включаются изображения животных и птиц.

Стакан. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, конец XVII в. Мастер В.Андреев.
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, конец XVII
в.
Мастер В.Андреев.
Серебро, чеканка, резьба золочение.
Примером тому служит стакан, выполненный в 1651-1700 годах.(из.4). Поверхность его покрыта черневыми травами, на фоне которых размещается резной золоченый орнамент из свободно вьющихся ветвей с листьями, васильков, подсолнухов на длинных прямых стеблях, сидящих на ветке орлов.

Стакан. Россия, Москва, 1691-1700 гг.
Россия, Москва, 1691-1700 гг.
Серебро, чеканка, золочение, резьба, чернь.
Наряду с орнаментальными композициями все большую роль в русском серебряном деле второй половины XVII века начинают играть сюжетные изображения, причем их круг значительно расширяется. Появляются сцены из библейской истории, притчи, всевозможные аллегории. Особенно интересен стакан с библейскими сценами, представляющими собой творчески переработанные композиции по мотивам гравюр библии Пискатора, выпущенной голландским издателем и гравером Класом Висхером в 1650 г. с гравюрами по рисункам нидерландских художников. Стакан выполнен талантливым мастером художником-гравером Василием Андреевым в конце семнадцатого века.

В конце XVII века большую роль в декоративном оформлении серебряных изделий играла чернь. Стакан из коллекции Оружейной палаты, выполненный в конце XVII века, является образцом подобного художественного решения.
kreml.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Проверка сайта