среда, 26 июня 2013 г.

Регалии русских царей

Шапка Казанская
Шапка Казанская. Россия, Середина XVI века.
Шапка Казанская датируется 1553 годом. Впервые она упоминается в составе казны царя Ивана Грозного, правление которого было ознаменовано рядом важных в политической истории России событий. Среди них - взятие Казани в октябре 1552 года и включение Казанского ханства в состав Российского государства. Не исключено, что по случаю успешного разрешения «восточного вопроса», столь важного для Московии, и был сделан кремлевскими ювелирами драгоценный венец, увековечивший в своем названии память о славной победе русских воинов. Во внешнем облике венца своеобразно переплелись национальные и восточные художественные традиции. Так, опоясывающие его в три ряда накладные килевидные «кокошники-городки» восходят к декору русских храмов того времени; в сочетании же камней, красных турмалинов и рубинов с голубой бирюзой, в резном орнаменте переплетающихся трав по черневому фону сказалось влияние восточного искусства.



Шапка Мономаха второго наряда
Шапка Мономаха второго наряда. Мастерские Московского Кремля,1682 г.




Венец был изготовлен в кремлевских мастерских к венчанию в 1682 году на царство двух малолетних сыновей Алексея Михайловича Ивана и Петра Алексеевичей. Создатели постарались, насколько возможно, уподобить ее старинному оригиналу. Она также напоминает по форме восточный головной убор и состоит из восьми золотых пластин. Ее тулью венчает полусферическое навершие с крестом. Однако есть определенные отличия в художественном оформлении венцов, которые придают своеобразие каждому из них. Вся поверхность древнего венца украшена тонким филигранным узором, благодаря чему он приобретает изысканно нарядный вид. Золотые пластины нового венца оставлены гладкими. Холодный зеркальный блеск отполированного металла в сочетании с четкой симметрией декора придает ему элегантную строгость, чуть смягченную разноцветными вспышками драгоценных камней. В длинном названии нового венца - отзвуки истории Российского государства позднего XVII века. После смерти в апреле 1682 года бездетного царя Федора Алексеевича трон должен был наследовать его брат, пятнадцатилетний Иван Алексеевич. Однако, как сообщают русские источники, царевич был «главою скорбный», и поэтому Боярская дума провозгласила царем младшего брата Федора и Ивана десятилетнего царевича Петра. Но Ивана поддерживали войско и одна из дворцовых группировок, считавшие, что царствовать должны оба брата, и заставившие Боярскую думу объявить царями их обоих. Во время торжественного венчания царевичей на старшего Ивана Алексеевича была возложена древняя Шапка Мономаха, на младшего Петра Алексеевича - специально сделанная по этому поводу.

Венец "Большого наряда"

Венец 'Большого наряда'. Россия, Мастерские Московского Кремля. 1627 г.
Венец царя Михаила Федоровича сделан кремлевскими мастерами в 1627 году. Украшенный большим количеством драгоценных камней, жемчуга и разноцветных эмалей венец наряден и ярок. Он составляет ансамбль со скипетром и державой, работы западноевропейских ювелиров, исполненных во второй половине XVI века.

Алтабасная шапка

Шапка Алтабасная Москва, Константинополь (?, 17 в.,  запоны), Турция (17 в., алтабас) 1684 Мастерские Московского Кремля
В 1684 году для царя Ивана Алексеевича была сшита шапка из алтабаса, драгоценной, похожей на парчу ткани, отчего и шапка получила название Алтабасной. Эта шапка - единственная среди царских венцов, чья тулья сделана из ткани. Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг. На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями. Некоторые из этих запон, как документально известно, были сняты с несохранившейся Алмазной шапки царя Федора Алексеевича.

Алмазный венец

Шапка Алмазная. 1680- годы. Мастерские Московского Кремля. Принадлежала царю Петру Алексеевичу




Венец Петра Алексеевича изготовлен в 80-х годах XVII века кремлевскими ювелирами. Для его старшего брата, одновременно с ним венчанного на престол была изготовлена похожая шапка. Декоративное решение венца характерно для русского ювелирного искусства позднего XVII века, одной из примечательных черт которого было активное использование драгоценных камней. Сверкающие алмазы и самоцветы, всегда привлекавшие внимание древнерусских златокузнецов, становятся в то время едва ли не основным компонентом ювелирных изделий. Убранство венца Петра Алексеевича дополняют цветные камни - зеленые изумруды и красные турмалины. В отличие от алмазов с нанесенными на них треугольными фасетами, неограненные цветные камни сохранили природную округлую форму. Лишь слегка отполированные, мягко светящиеся изнутри, они эффектно оттеняют интенсивный холодный блеск прозрачных алмазов.

Алмазный венец

Шапка Алмазная. 1680- годы. Мастерские Московского Кремля. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу




Один из двух венцов, сделанных в 80-х годах XVII века кремлевскими ювелирами для царя Ивана Алексеевича и его сводного брата Петра. Декоративное решение венца характерно для русского ювелирного искусства позднего XVII века, одной из примечательных черт которого было активное использование драгоценных камней, вызванное стремлением к пышности, несколько показной роскоши, ясно ощущаемым в художественном творчестве этого времени. Излучающий сияние венец сплошь украшен алмазными запонами в виде розеток, корон, двуглавых орлов, блеск которых соперничает с блеском золота. Запоны помещены в различных ракурсах, и алмазы на них находятся в разных плоскостях, что особенно усиливает их игру. В навершии венца под крестом помещен драгоценный лал малинового цвета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Проверка сайта