История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.
Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времен моду на обувь проследить стало легче - по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.
В эпоху Средневековья особенно интересны пулены - туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uaOllL2DRc0GCUOGI2zhgnrBXSZSVIS3lPiXGUzgchG7ToKwHMB3oD64Jqh9QZtzAPpsq-NxnoHMDhyXoGMwYu4g5R4lSE6WheH-lr19npb_M3G44fucI98Q=s0-d)
Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_smoq0Brf10SrJMNCnGlYpuHBkIWPzrCb7Un5_cU_1yPGKTd3FxtCMERVI8KTf3mTggYBD2XmR1ipIA3BKiiWrBuLBiZO6D5YK-HRMsY-9X-vuF2ol2Y6EF=s0-d)
Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sMlrknwjDawUXSMP2WtwS7Ocl969A0aDDsCtqBRI_KAM5i7w9U7gKRqlgq-0Ub61MeQG5SZcQBXxydfi1soGkuHZ_dPPpzQmLPydk_DuanEZYh3_e7Hm1INaTC78uNMdMdOdxAQSjPT8YKv5GUWA=s0-d)
Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времен все больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tnBEW1MYjQyEiSA-yD7PcO0i4mQmYZLCPahfFnaguUuuxauX4DmdnswUYPa-Ia2QpPXHXFJa9m0AmjTHxlnA0BC66xrkudZ_1Zz4DnsaTUEx_1ALPESWtMzYq_E0aYbQn6438QUOeAbZNN7o09=s0-d)
Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)
В XV веке туфли стали удобнее за счет того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют "коровьи морды"). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uqkgU-1WvSPgWxCWVY_D_j6xPHIk1pG0deiZFGJIB3hbN6d4-i83bUHaiex6DeiTVEzPj5dXzZvzJTI1FXkutbGVnpm264ylhRt9ZgmK5Nc0ZGpeCXIz0c2w=s0-d)
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_t_CpqRxaTsZCsul3bzAOJRhC7agBUCtxlZEAoN7ipgD2PjzsVycPnCzUp_nx1WzeFIARIxKRuvq67lUBgxdWrE5aJM2K9onanefSQ9CDS1qvcZ2vkYDwUyfA=s0-d)
Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век)
Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sT8SdbwDw05hx1DSv4N5dqaOgDezOk4A4EwB0w_N9Ip4ifFo74Cvepgjwa912LZppt2PGbN-L3mRRfM0qZCyRM4nnmeMmk-JMFWANQAr9SEwxP3Rd2iuCk4w=s0-d)
Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sYpVFHJGGBxu_lke-ZhQiTcrzwZ5OmG-dqxvLnKyRHR8NSCrIjOnB-OxiiEPAdwdqUavBcJsXf2vYiCqmpJN0qywVn_bP9J-GwZyj6j2KJoZfIOCEKZxnXKQ=s0-d)
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vcgNKlr-Lnta12q7KZWbkbZKFVEWZdlPH9rknDME1hjbZFM1sw0Uw7cmaROPBLUmO48MwWKvm3Z5F0K2_h0cay2mNfiSFXfTlx6LEul8DrNrItK1vuJKQ3aA=s0-d)
Ботфорты из музея; картина питера де Хоха "Пустой стакан"
Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uKw47My1s1Lia9DbKRu9qfVb2HgAeQU3u8gm6CQNTlnUFPYOOrG20Ogu392ZZloxXhJn3JBvfhuBldpLvtnXGsbvrVJlO4_GkwZyAx_-XcEDRHcf8bzLO9AQ=s0-d)
Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uPn2z1SZsQrcceTP0AlmlVNdfthk5VLPE8UmRi2NeKpo5wm5YlkHSibYyKxILkTV7SnYBrdL_Mrw5icIT1GIUkxHBFoQ79SkctsM86c4mh8CmzUA3nc5Pvfw=s0-d)
Мужские портреты начала XVII века
Дамы носили в то время изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Ее особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uCeW_SYTbDGfb3L4xufLohVEYh1XQApLL45Jr_qmhAA623-nVWDObLxbIWrPyCB8IV9u19VHT_np2BOEXGPcBCKVTgVhIrtH8QAoBwIVG1WY5bnmOIOonU=s0-d)
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sPU1nYzbo1Fe-AGmwAxHaKJelfHaQ9NS6DNEQBbhSdWB3_yeYf3F9aQ-3gJR7feL_jw1o2iBKgpfUGR8s-_CC8BqrEnRN5zB9zoxUU4N1RgjQmmhbAIHiI=s0-d)
Женские портреты начала XVII века
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vsWlJxaHBiFOHT9LBK6zmF053SG_2UKaaYa9cp9wjl5WtDRRDYAYxPONJHg7qCpOmByKmgBiwTAOxWZ63ZSou2MeMzViU0HH5__vVgeZE9AGy1GM87BGO1xw=s0-d)
Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шелка и кожи, 1690–1700 гг
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_s4725f2l0K_0Hpajkf1PHVlUkmRAqLOZc4iAu_HhAembm5G8NBpEMweCeg2vofzC1rPQWpVySibsGEo8yi2lKS45Kgi7zH4MWDRmfHprZaE9YvNNDot2ua=s0-d)
Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_t6obUGDq5AhEGpK41jXw-NslkHZVeT6YItkJqIiERjwzrdkpXagOyI8QjX8ZFotWna5kp6reEtfV-3f29Rms4BI9L3uyOyZvs-CJykw23gMnsCvw1FMcjGnw=s0-d)
Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vNxZn04KTrC2bl7X3DNr1y_Y_KG5roHE76Vsv8ULx9nGLDwuTPxvSjLbICMrJE4F9aOSTCMrMSyDuRX6Bnjr8gC0LP4rdLjhuBTFxEtcnOpBm6YASd9Yx99g=s0-d)
Мужские портреты первой и второй половины XVIII века
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sB4DUKBJmay_G8EkTLuSfL_BtAWnhBvAZE4_MNknWhwPRnZmYrcoNLZmZWyHLrJNFuUUNh_vkqVyd5pwAZAhnt4RQBa0P1ZW07tAafLxJ4TsX03PMCXjJF=s0-d)
Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vA2skAwQk02xpfOPIvPKfVDApXG92A8x_0Ln2SB55cLhxkbM2_UW4wjQ-w27l4gloYYqKAP2Cker7yuKlyJ7Bi4t70LL7KlRbTwgwxAkMG5TLoUezIkoQZh7glDAI75iwAcgMq4bQN9zoChOk=s0-d)
Франсуа Буше "Туалет", 1742
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uWqsdCwzQjn4bDpuNzhtKn9D_u6I14WgerwAVJZ9UFKMF7bLQk-C78cfN_tySQ95Hbc49OwPg9xbjP3BiOUjlWzJUMVwR6NcpZKCTDmBj2XIQdkVDYdmEUBg=s0-d)
Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_shEQTKKn2PTSPRy0qQPoHwWM6pRzUje5IvEC2BPefPO2MCfJGvVHdD-ql34eWmg4NgP6kXS4usCoXsjEI8TzOPfh1ouf1xjuy040fl3rRwd3rAnnsFw5bR=s0-d)
Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tT3mZKUmDCTLJOIzFodbwftqN6LtgNZ20hWsoYqNi8cDdzYeHe0wef8Bj_2RGoCZcbx-yl50DqkiHaYW9156nrPslIFjfWuJHah_vjfhp8F21aVCoj5sRN6Q=s0-d)
Женские туфли с защитными паттернами
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vL5ktJSZqZLIZOC5Wus1kb2fXenTeVuSg0BHZQkX2T45v6yO8YNiidXw-GKM25ZKtyboAn_PlA6X3crbgUYbVrnVvL3qY3VpR5HP_0LZGyFLimcYFrlgQFfQ=s0-d)
Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком "возвращение к античному костюму". Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шелком и бисером.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vaoR7f_aJRUnvqaUJU0SAFU63GO0xelNMso-QR0DiUKtxSuIlVEr7T4t47QJjNSG98rAgEXabMIOa9ZwevKmeE5cFgE0k1PhdLmGXZkV98x_vdQAD9lXKr=s0-d)
Томас Лоуренс "Портрет Георга IV", 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_s4kiQOhibBtenkeFXJbQDxRzBz4BHM_C_DSdjdfyxUOCfhOlMeMCvF2vB-VobMhwrU7PS4DrKYjtvgkS0o7SK9d3trhZMNyFnSMSA20K2zL24u_mh1brIo=s0-d)
Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_u98pE5dXe8xpzeH_Zkvhi6bmE34kP6yDtgY-bky6_o_0zwK68-Qmbjmor_DYb7noSGL0Th1LV91PDAl8F8U-GINSTkfnUAzgwCJqajcpuDtgme1VSScGNlWg=s0-d)
Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_ulTlOvChsIr9ZJnHVwljhciRGwAaZMKxuzOUHW2_UwK4adq0-h6oBnm8qudLqiEaBGjzdn9v5qgVXg2LkiLLz5YXhpt0x5S_nfy6DNE8NisLaV7SdjwWRGtw=s0-d)
Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sM8Y4xegKBnMBDYgGHNN9gUUDaMQQ4Fi8l8kpjavXm9m-BTc8th5jMfR2P_q7acybZgeYegx0VKJ9aIp4XhOyynRFf9C5F0_jxJ-TI2X7QpR2KEfUS0X1UlQ=s0-d)
Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_v0QGF6FaVdiEcFC4nG357_gQnO6Ev-m6V8YI88eV-7LPdmvRVW2eOt461KBlFNY1Tsi032UjwdLruHXkzo4e3TyLs93aN86Y7FZMkdwgo8tkKbAVllLene=s0-d)
"Предки" современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tyjhPp6Z2_UZmrn_5dechZxnax0huezISpuTNyYDgvAWTq5oI12lmys2io8X_D1QS5jdRTKm6OrwwGZ9BmUVbX3QYLibOGX55GJe5Dkh_zQHLK09Xwi-tekQ=s0-d)
Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_udRAUu8vEPEgXlCpa480pae8JCu5XvL1ghiZwUz4p3b-lSmLf6ks0q0kj0gWyw4hRvkwI5fKDC6dpekjiHOGcXbeJJYbMyndmYMVs8TGelikenuYH4CI2OSg=s0-d)
Таким туфелькам из шелка и атласа в непогоду на улице требовалась защита
С возвращением в моду кринолинов, а позже - турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sOh2FJ6H3DDlaJWLjK54T8VC0VKFSxEnJxo1uMPg_ruJ2hQRsvjTB_nIFQVO3OmQ6EusgS7zwVIMsJCArs_3GAu-GYX8Mcxblk2_erTgWIIezRFq7LvuY5=s0-d)
Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uP_f4VblsyVwjZbNjFGtgPiK6Yh7ZdY2WfAbbkmn_E4slyOcKNtQGX3H78QhcJGuLRHwqtq_KeIb3AXiRs04yb4qsqMucLTcJAlOdMxWBZbiH_TqcB-lYZMQ=s0-d)
Вечерние туфли, 1875–85 гг; женские туфли 1855-1865 гг
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vTg2gS1SH9RCWrdpyS0hfubn-CtNOzE766VA6dfTkXrULEnqlZ-XZs0R_sTn79cQ-OYj3hGSgP9ARtXffl7SrbWzcUaIgbvLMfJIbnc1KOCi6ZhZHSJiyn4A=s0-d)
Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vPknkR1hSkhFUYLYXIH1ZdwbfWMWCIUUcYqmGkhjtJ6mDZmzSrIrEGMm0z0uktlbmuyDAWUZL9aFrzbg_Y7VzIA71crNcv8_sEh3BTA6MvkNeZL0fzyx9Z=s0-d)
Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг liveinternet.ru/users/igorinna/post25143 9139/#
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vGdTXQU9_OGC6kWqfbWOCb6a118kBhIm2mU6og_rdb-w5csdQXkGPpzqhRZKKt8Qk7D-J693TRVFJtmew4L9gfvL1Uld6fEia-dqJHAjUPuK5Bf8uXRPvT5JE=s0-d)
Джеймс Тиссо "Октябрь", 1877 г; "Завтрак", 1868
Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее
Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)
Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времен все больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.
Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)
В XV веке туфли стали удобнее за счет того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют "коровьи морды"). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме.
Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век)
Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.
Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.
Ботфорты из музея; картина питера де Хоха "Пустой стакан"
Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы
Мужские портреты начала XVII века
Дамы носили в то время изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Ее особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.
Женские портреты начала XVII века
Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шелка и кожи, 1690–1700 гг
Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг
Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.
Мужские портреты первой и второй половины XVIII века
Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год
Франсуа Буше "Туалет", 1742
Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг
Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг
Женские туфли с защитными паттернами
Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком "возвращение к античному костюму". Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шелком и бисером.
Томас Лоуренс "Портрет Георга IV", 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830
Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792
Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год
Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг
Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории
"Предки" современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг
Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении
Таким туфелькам из шелка и атласа в непогоду на улице требовалась защита
С возвращением в моду кринолинов, а позже - турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.
Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году
Вечерние туфли, 1875–85 гг; женские туфли 1855-1865 гг
Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг
Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг liveinternet.ru/users/igorinna/post25143
Джеймс Тиссо "Октябрь", 1877 г; "Завтрак", 1868
Комментариев нет:
Отправить комментарий