Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен.В древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, в древней Греции- кариатидой.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tOsaKWb_Je2h2u6BsYGxP_8A68qfJyHYTLeLu-iTEHGg6btT_umLj1_OBsn7-q06VVGAAf2gu6PFs_P_SCSk_iH5yjbaKh3NykEJF6OzYoZLjuBjwakwGs-_lbNwYixrNCVo6z-nR_ISCTEoCluyjRFA=s0-d)
Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_ty6L8FEfDSCZugzr1OiwL3Bt3DlLM0h7lhT2DWZ0SWv3Y8_nRvCKpXhVBlTh3nHDrBGBqb1nFG2k8EvF_au9eC_OFjdD84w_r635ekLBNEJfEGyrAxJvhb2b2C0g7SFwg9TVm9NxUTFrdgKExQtX5P=s0-d)
Сейчас ее называют "галеонной фигурой" по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют "гальюнной" фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_u-RYASQk5gChgTMMTxnoKfhXxb23HhTrbhyB83i3tlTa534B8dFqrKNeEhhtKcskWgb5EPp38or4wiuW80hyFrbIuVP9TMldbL2XRIegN4XX4MMTyyE3ifvgNyPvzmsMEqJ52qaeXFi5qSZhb6T8iG=s0-d)
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tiFW8MWhVSebdA6UkF1-tYpVvXnZ4IhfXim1m672X4IpeK59Wd9UDriIxL5H8rjnGxRbgssO4f_xqnNr-sNyjyu02F7jwVVK7yGfQbhsevw24l9OAEua8UCuzntyWAYCgIYESI4qZmDM-8I67y1JGo=s0-d)
Плававшие на примитивных суденышках, бессильные перед стихией водных просторов мореплаватели старались всячески задобрить богов и духов, которые, как им представлялось, могли укрощать силы ветра и волн, оберегать от несчастий, способствовать успеху плавания.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_tuIJ5ORZ1PItLZjzs5YQqTFkvKyx82LXiocuDbaUmmKlbAmYpmlZX7Z-24pU7Gsi1ok8vLkqkk7fqPUMC52tcHurbMZ2Nhp_xc3vU5uTO1g8SwxjS7AuevVvh6VRL9fj5TQ0ycW4nDYbf8zHS7X0Za=s0-d)
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sm8Lg3pd46KykKHuO47GOeT45g9OVcQS84EtUu1kQ325F4DIEgYecPAYelbkMs_NBWVw_cUMt1208jIjzoQ72cJXxGr7glMq2yaIP8L1NXcoNreyve4gabQZ__3axJyi55w1IC1nwU0YDSJEEhd-4j=s0-d)
Духи охраняли судно от несчастий, мелей, штормов, и опасных ветров. Если корабль затонул, они
сопровождали души моряков в страну мертвых.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vbDaG2CmPgeHByTq2ljm3FRxk47FzFs5F3p61cejBJoP1s89hOLk5nxJtKwx4T_8zJHQV2Tuu-SXAV0uC_HojvQX0QoRls9_gIEzG-X_r2N4TaFEztEpvO1gQNVSmqXM7KIMf7rDsaz1QEPvFn-h3p=s0-d)
Древние египтяне часто отдавали предпочтение священным птицам, чье изображение должно было защищать судно и его команду в море от возможных неприятностей.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_t3vJUEuCmWiKxXV0MnKfmMnYameggm12FRV4fTJ3ICU0OLHutchbzXEg8sZA64b1QWyjMvl24LEKOMdXpibAaWrg9rKV4d57JWi6usO4gYfDb1dAiVpvTSVyy-1Twc5gBOR8MCJQtMUgVi79eyq1kl=s0-d)
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vQ-FJM0KQTh_qvXvcY4mUwcy73H4hbAj-wroKzGSSk-u30tMdNBLOss8ePCH_AWShl8j3PiPz5UG942lqbZzM3E26wpbGUdr69z-mpilGRuXvoOWzsE8UQaPbIYCszazfvjxqDtvX5JkM2PyDyCHST=s0-d)
"oculus"- глаз на носу египетских судов
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_saBKzs3xG7JvXjk1lrksyfzHwJ23Jsx6NhgzDGvgPxnO1Gq5GN_wvdMGKms0Txr5rJvAPAHKQfuvOBj7otKaSc8Y0TcvdmiOa5mIniUcfVAzvn9tXXtXHf0y_YcWfOa_fvGYmi6KAq1T0x9au-Bw_d=s0-d)
Финикийцы обычно устанавливали на носу резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность их кораблей, а греки и римляне - разъяренного кабана или дракона, дабы запугать потенциального неприятеля.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_s1k0soLNOQrDtNp3mFrWex3jZnJFwECaj5Odu7nZ5ku4TFkJGSl0RwhiEHHHWZoTv48v5oJq97Oz3YIkIhhwKyP5u7YqL4pArPzNUUqCofx9C8SBM1ZHlFOjuDHmbMRZVop9Y_Y_2BHdw-k3YgC4Ju=s0-d)
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uoNSzFZ-jYtvW-4-k7hRoz0bV1LgYquRO3pOG5ORla328PzZyE0lCjaGdNrHTnoYlGB0VVw7Ql5EA9JIXMc5le4Mbk1XRK4w07cqMZq9nmnTVpC-fMaqGJnspMpO_m1wec9O8HFxlXjDPvXH3LikxG=s0-d)
Голова дракона являлась обязательной принадлежностью быстроходных дракаров у викингов.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_upPfCXlpSaiS8Z5VF8xZRP_cgHWxwa2c1B53Htf8hiiUj6dY8XzmVT6dUDkfKeLwb9F7rSYtgQkj9t2fbBdwXCM7MKaMppOUw_735LGDLStpb8ZWUlUAYa1iJ3M1sk09hjwjHE-kAi3Hv0Mws1TTb3=s0-d)
Украшения в обличье богов характерны для Древней Греции, причем отдавали предпочтение богине победы Нике. Также в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_ubYCfbDxgFfk5vabVlMWvJWAfni-je6VHr6mXq9Z2SziGlTwqnbddn-7ZG-n6K52UVgFjt-eq_7wsLUvel6Pz6v9XgEAX8P8RxH3Dr4W6bXLWkpE-lkqq06MVeFf6ewvFQ_pB824mKhpWDDipw5gGr=s0-d)
Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и торговли, Нептун и Меркурий.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sbFOpcki7c8K94rcdcLfExi4ExsdVZ-btN5Z_ENd_9nbjV1qD6_sOA1jvMhFeeAY35nn5w_ekkj5DRVXqlgebQuIsabf-oJneP5RmLU-xN-rhBQHO_LJ2_NESElS2-gnNssR6DO5oxG7m-ae3Nwx8R=s0-d)
Уходя в море, моряки всегда совершали жертвоприношения, а чтобы показать, что своих покровителей никогда не забывают, на судах стали устанавливать в виде украшения культовые предметы и изображения богов.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uS66bLreGdTXyfd5MjJ52CLxJEjJc-UKMslDTLnXQ0AKHj2Ilj8ik8B4qwh1jGXXdKPq4DTKYv8oYeVOCkEptK4WnW5SEZgwtATSAmf0hqb47adhuhhnFIyi9jylBzZNyHqofyGyMzamwu_0JNi5NP=s0-d)
Чаще всего на первых порах это были изображения мифических животных. Жители Норвегии, например, для своих дракаров вырезали из дерева фигуры в виде головы дракона, располагавшиеся на носу судна. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов, а другие народы украшения на носу судна предпочитали делать в виде птиц, например павлинов.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_suMnzp7Dbw0EYhiqgps6hMWS8lUZkYaHZgk1PleCAPAqubc84JopKYEqRUanyvVgfZTHEHwleltYR0Q5zioPNCyOQi9CgtXK3GQwZVGDbLDJdww7He48p0uKBcQuN5wFCovTBxXtPRFM7WbtYDsSpP=s0-d)
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vRp4rlNYvKDbBLicvP09vYBnu4wa17lPGO_W0hGjha1bxtqB1IywItpy4YJhgdGygg0ZGI7r1_1XJRDdbLcVXD6wakqR_vAp9EjpkHTBQMLWoYd8FifW0_B00FozXrlBxQCOGDEG5sH-rmteA2-Mra=s0-d)
Многие носовые фигуры олицетворяли в прямой, аллегорической или символической форме название судна, с целью показать имя корабля людям, которые в большинстве своем- не умели читать.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uvkNOvD9PO_QhjvkYYR4m8RlbQI84IveCeb8shyJYYVBr4Dn_8xWDe1C_4Sf4dRjlTsqPzA-Q60UL39xHng4vQfWUF_NCXzUiqm2lp1mmCSlYvcmePzp2HEGK3mManf2cwAKakRafogk5B2IBpg1a9=s0-d)
В этом случае использовались самые разнообразные фигуры: от древнеримских императоров и героев до экзотических (по тем временам) народов - индейцев, мавров и т.д. Встречались фигуры монахов, святых, женщин и дев разных видов.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_viglpvyLGiIMYVK9CnucFieMBD1_OTzZWC6cLbGNsOsSeatH5FFH2AHEpH-fzUHVIA3am4GJIwG9Mc-YdasAgoKWZGpmttyZ8PlGLyMUc9QpJE-y4KPy5SlaeWj-AQHOu84EOnpiQkdIXktnGFafu4=s0-d)
С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах — больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, — весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_thupAijQJowlsIn6J4XYuzXWR1CgCjhyEVb0n9FWLjm1PDMvFehJWe7WW_U2gO61pxhhMwI1GfhUHsomWgp3e-pM3VVBYjSjlj_QXKQAX5t1ZFfu7pcWD0kNXUx-RzFnSgpTepDQ6zBnvQQGgXozI=s0-d)
Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный декор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uCOVSWLkk5h_Ca54UNbVH2InhnK8paoDnk8ivuQEsYWDH7JbSO9x7WkR0hhUC-aOZuRb9fDgLGHUp6GzwaTv884u0-KYL5A_1TMaGmJ6cZv0ub3KXUtl-ig3DEuifFgv58nfeJoRPWw5TV2fMTqc0=s0-d)
В 16-19 веках наиболее распространенным "персонажем", изображаемым на носу военных судов, был лев. Особенно любили украшать корабли резными львами голландцы. От них эта мода перешла и в Россию - при Петре I лев обязательно присутствовал в декоративном оформлении парусников только что созданного флота. использовались геральдические или именные скульптуры: антропоморфные - в виде человеческой фигуры, зооморфные - в форме птиц и зверей или предметные - в образе гербов, виньеток, гирлянд и т.п.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sKIniul1ADoAWAQ2Vg25b6-uMEWOo23oJ4dsA5isNwKC6rVa_SE77WPv5aZTgrnLxBydXkR9G0zgqhXImXap0zS-cs0uATL-QidCSFjOWdlP_N6hgs5VEMepdgr3HodId14dzp91k1gRz4zGmcHOzS=s0-d)
Геральдические львы и орлы символизировали мощь, силу и благородство - это были общеевропейские символы, которые чаще всего украшали носы военных кораблей.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vVyX2vIIcwT-MFuCZP7rtEZNtoI5rafKmQfi5FXQHLuK_7OzX_7sE-5jQEKWVmlO-js34kRJLVHJcF2JgamRLvE-9kp_YooNjNxKB2Nh8_lPpvwC011jGQK6DDHJNCQ3EhySCo_Ut1vHkhv3bKGHjPueM=s0-d)
По пышности отделки подобные суда подчас не уступали роскошным дворцам своих властителей, а порой даже превосходили их.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_ty-fZr3QaVJEMyd2w7jPcuIGWiq3WfE2_jUADAURzogVous4GpkeIXfr5K42y-irzF195o_CXa-idMI-4n1-IPLf5F3HZvbWBI4SCFHvMX-KITiTe2gAW27uT7CVsxCnKTjsgsuT_41do-fKLhkhoH=s0-d)
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_v0ZFUMHs9DyLMGKpDEtdhBzAgL_7G1X1OUS6zj7nmkRynpddTXShrw_33Vjy7Mmrk8q8uxkY2VFVLDESfxHLOou0IXJJATMKdmouR62BAQi7XoYWR0VBbnt9IA7aOiNPgPpvz5QlalkPK7AhEpo-3O=s0-d)
В случае военно-морских кораблей- была цель- продемонстрировать богатство и могущество
владельца. В расцвете барокко, некоторые корабли имели исполинские фигуры, весящие несколько тонн.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_upUnkj8EOcgonTpt7BIVv_h7kx1w8UyghHfdYcDUaTjkLSLK-RvuLScO_mBPpUlJBBuP_z3pbj6cYiDEDFIUlKDXcoFg91jjqV5h7reRTHhqt4gFBnZqPhjxHKSL588QDJ9zgfmGzJKJPAwy-Jeawg=s0-d)
Изначально проектные модели носовых фигур выполнялись скульптором из дерева и воска в небольшом масштабе и лишь после получения одобрения комиссии и короля они вырезались из дерева в натуральную величину.
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_u4sCmnQbGDNKysk-9ZbvR4FDQEKBLXXx3aOkuIMc2EPdu_TLJnMjEyayldl4YYPO9GWt5D8ti34tyFh-416PTQmNBMS9GhoSDLOJCQuT8dFsSE0cWx2x0TwYPdtD_03M1iVu-gfd5rIv0d3aN5oJM=s0-d)
Blanca Aurorahttp://marinni.livejournal.com/
Модель- дочь капитана,их дочери и жены часто служили моделями.
Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.
Сейчас ее называют "галеонной фигурой" по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют "гальюнной" фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях.
Плававшие на примитивных суденышках, бессильные перед стихией водных просторов мореплаватели старались всячески задобрить богов и духов, которые, как им представлялось, могли укрощать силы ветра и волн, оберегать от несчастий, способствовать успеху плавания.
Духи охраняли судно от несчастий, мелей, штормов, и опасных ветров. Если корабль затонул, они
сопровождали души моряков в страну мертвых.
Древние египтяне часто отдавали предпочтение священным птицам, чье изображение должно было защищать судно и его команду в море от возможных неприятностей.
"oculus"- глаз на носу египетских судов
Финикийцы обычно устанавливали на носу резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность их кораблей, а греки и римляне - разъяренного кабана или дракона, дабы запугать потенциального неприятеля.
Голова дракона являлась обязательной принадлежностью быстроходных дракаров у викингов.
Украшения в обличье богов характерны для Древней Греции, причем отдавали предпочтение богине победы Нике. Также в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи.
Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и торговли, Нептун и Меркурий.
Уходя в море, моряки всегда совершали жертвоприношения, а чтобы показать, что своих покровителей никогда не забывают, на судах стали устанавливать в виде украшения культовые предметы и изображения богов.
Чаще всего на первых порах это были изображения мифических животных. Жители Норвегии, например, для своих дракаров вырезали из дерева фигуры в виде головы дракона, располагавшиеся на носу судна. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов, а другие народы украшения на носу судна предпочитали делать в виде птиц, например павлинов.
Многие носовые фигуры олицетворяли в прямой, аллегорической или символической форме название судна, с целью показать имя корабля людям, которые в большинстве своем- не умели читать.
В этом случае использовались самые разнообразные фигуры: от древнеримских императоров и героев до экзотических (по тем временам) народов - индейцев, мавров и т.д. Встречались фигуры монахов, святых, женщин и дев разных видов.
С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах — больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, — весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.
Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный декор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей.
В 16-19 веках наиболее распространенным "персонажем", изображаемым на носу военных судов, был лев. Особенно любили украшать корабли резными львами голландцы. От них эта мода перешла и в Россию - при Петре I лев обязательно присутствовал в декоративном оформлении парусников только что созданного флота. использовались геральдические или именные скульптуры: антропоморфные - в виде человеческой фигуры, зооморфные - в форме птиц и зверей или предметные - в образе гербов, виньеток, гирлянд и т.п.
Геральдические львы и орлы символизировали мощь, силу и благородство - это были общеевропейские символы, которые чаще всего украшали носы военных кораблей.
По пышности отделки подобные суда подчас не уступали роскошным дворцам своих властителей, а порой даже превосходили их.
В случае военно-морских кораблей- была цель- продемонстрировать богатство и могущество
владельца. В расцвете барокко, некоторые корабли имели исполинские фигуры, весящие несколько тонн.
Изначально проектные модели носовых фигур выполнялись скульптором из дерева и воска в небольшом масштабе и лишь после получения одобрения комиссии и короля они вырезались из дерева в натуральную величину.
Blanca Aurorahttp://marinni.livejournal.com/
Модель- дочь капитана,их дочери и жены часто служили моделями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий