Когда-то здесь, в Боголюбово, что рядом с Владимиром, стоял замок. Возможно это был первый белокаменный замок на Руси. Построен он был великим русским князем Андреем Боголюбским в середине 12 века. Эта цитадель централизованной княжеской власти контролировала водный путь по Клязьме, и заодно ремесленный город Владимир - вторую важную столицу русского государства после Киева.
Сейчас здесь расположились грандиозные постройки Свято-Боголюбского монастыря, похожие на видение из далекого прошлого. Они словно эхо белокаменных стен Владимиро-Суздальской Руси.
Ушла далеко на юг река Клязма, исчез замок князя Андрея, но осталось эхо и остатки древнего величия. Вот их то мы сейчас и осмотрим...
От старого русла Клязьмы осталось небольшое озеро, которое создает иллюзию когда-то судоходной реки. Княжий город Боголюбово стоял на высоком берегу, также как сейчас город Владимир.
Этот город был подобен другим княжеским резиденциям - в Вышгороде, что под Киевом, и в Кидекше под Суздалем. Русские князья любили жить отдельно от ремесленного люда и боярских городских усадеб. Другой важной причиной создания подобных замков было желание контролировать водные пути. Недалеко от Боголюбово в Клязьму впадала река Нерль, на этом месте сейчас стоит храм Покрова на Нерли.
Крепость Андрея Боголюбского перекрывала сразу две водные артерии Владимиро-Суздальского княжества. По рекам осуществлялась тогда вся торговля, поэтому выбор этого места был совсем неслучаен - контролируя Клязьму можно было держать под присмотром Владимир, а по Нерли - боярский город Суздаль.
На реконструкции, что висит в местном музее, в церкви Рождества, Боголюбовский замок изображен преимущественно деревянным, что наверно не совсем оправданно. Крупнейший специалист по древнерусской архитектуре Николай Николаевич Воронин, проводивший раскопки в Боголюбове, считал что замок князя Андрея был целиком белокаменным, да и летописец писал, что "град камен именем Боголюбый", кстати также называется экспозиция музея, расположенного в Рождественской церкви, но почему-то на реконструкции из этого музея, "град камен" не просматривается..
Воронин в 1954 г. обнаружил фундаменты каменных стен даже на западных валах Боголюбова, кстати эти валы сохранились до сих пор. Это подтверждает то, что город имел каменные стены по всему периметру, хотя в это конечно сложно поверить.
Руины белокаменных стен замка, найденные Н.Н. Ворониным. Стены были сложены из крупных блоков и видимо представляли собой величественное зрелище.
Западные валы хорошо сохранились, возможно когда-то здесь стояли белокаменные крепостные стены.
Вал к северу от шоссе Владимир - Нижний Новгород. Воронин считал, что здесь, на пересечении валов и шоссе стояла проездная башня Боголюбова. Здесь действительно вал прерывается, но проблема в том, что западный вал прерывается и несколько севернее, как можно увидеть на дальнейших фото.
На фото ниже, нечто похожее на промежуток между этими валами, возможно здесь были еще одни ворота? А может быть именно здесь был проход в крепость, а не на месте сегодняшнего шоссе? Иначе зачем столько прорех в крепостных валах? Можно конечно допустить, что эту яму вырыл сам Воронин, когда исследовал боголюбовские валы, но проблема в том, что эта прореха присутствует и на его же плане местности, значит она существовала здесь изначально.
Поздняя реконструкция из музея не отображает также северную линию укреплений города, на рисунке стена всего одна, хотя даже поверхностной осмотр валов говорит о том, что в Боголюбове северная сторона была защищена двумя линиями валов. Что само по себе интересно.
Обобщая, можно сказать, что княжеская резиденция в Боголюбове по мощности фортификации не уступала многим известным русским городам-крепостям того времени, типа Переславля или Дмитрова.
Князь Андрей серьезно подходил к вопросу упрочнения своей власти. И надо сказать, что не зря - Боголюбского считают первым русским самовласцем, а Ключевский считал его вообще первым русским (великороссом).
И выглядел он соответствующие, будучи сыном половецкой княжны, Андрей Боголюбский был тюрком как минимум наполовину - об этом свидетельствует реконструкция его облика, сделанная Герасимовым. О "дружбе народов" в его правление указывает и наличие большого числа иноплеменников в окружении. В Средние века понятия национальности практически не существовало, поэтому одна из его жен была булгаркой, а ближний дружинник-ключник Анбал - ясом/осетином, одним из доверенных лиц был кавказский еврей Ефрем Моизич. Эти люди и порешили князя в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. В убийстве Боголюбского присутствовали и местные - бояре Кучковичи, они видимо мстили за своего родственника, убитого отцом Андрея - Юрием Долгоруким.
А начиналось все очень хорошо. Князь Андрей упрочил свою власть на севере - в Суздальском княжестве. Все грандиозное строительство во Владимире и Боголюбове должно было демонстрировать могущество его земли. Для этого Боголюбский не жалел ни времени, ни сил.
Были приглашены мастера из Германии для строительства многочисленных соборов - Успенского во Владимире, Рождества в Боголюбове, Покрова на Нерли. Все эти храмы несут в себе ощутимую романскую стилистику.
Были созданы новые религиозные культы и праздники, например культ Богоматери Владимирской, заступницы Владимиро-Суздальской земли. Для этого из Киева была вывезена икона Богоматери, это действо сопровождалось специальными чудесами, которые создавались попами Микулой и Нестором из Вышгорода и владимирским попом Лазарем. Икона у них "гуляла" по храму, якобы желая быстрее перебраться во Владимир. Именно эта группа приближенных к князю Андрею священнослужителей создала идеологическое обоснование постройки Боголюбовского замка. Скорее всего они же придумали новый христианский праздник - Покрова Богородицы. Праздник был установлен без разрешения киевского митрополита, по личной инициативе князя Андрея Боголюбского.
Примечательно, что возвеличивая своих божеств, князь Андрей карал чужих, в 1169 году, взяв штурмом Киев, он приказал громить и жечь все местные церкви. Суздальские войска вместе с дружественными половцами грабили город два дня, в том числе был разграблен и Софийский собор, был разграблен и сожжен Печерский монастырь. Видимо Боголюбский не без основания усматривал в чужих храмах угрозу собственной религиозной идеологии.
В Боголюбове из всех построек замка уцелел до наших дней только небольшой пролет стены дворца с лестничной башней, также арка, возможно это был главный вход во дворец. И частично сохранилась церковь Рождества, главный храм в крепости. Церковь была разрушена в 18 веке, когда игумен Боголюбовского монастыря приказал растесать в ней большие окна, так как ему было темно в храме - все и рухнуло, уцелела только северная стена и основание. В дальнейшем храм перестроили уже в барочном стиле.
Справа от храма небольшая беседка 17 века на месте похожей, но древней - это был киворий в тени которого стояла чаша со святой водой.
Романские окна и колончатые пояса изобличают в сооружении седую древность.
Именно в этой башне принял свою смерть Святой благоверный князь Андрей Боголюбский.
Убийство Андрея Боголюбского. Древнерусская миниатюра.
Первое покушение на князя произошло в его спальне, в несуществующем сейчас здании дворца, но по какой-то причине заговорщики не довели свое дело до конца, и Боголюбский смог, будучи раненым,сползти по лестнице и затаиться внизу. Но что-то его выдало, и всевластца Руси добили уже окончательно, отрубив руку.
После покушения тело князя лежало в огородах несколько дней, а в это время жители города Боголюбова, всем миром, грабили его дворцы. А грабить там было что...
Четырехстолпный храм Рождества Богородицы когда-то весь блистал золотом, этот эффект создавали начищенные до блеска медные полы храма. Хронисты писали, что некоторые иноземцы переходили из своей веры в православие, увидев роскошества княжеского храма. Но, к сожалению, от былого великолепия мало что осталось.
Четырехликая капитель, возможно это завершение так называемого Богородичного столпа, стоявшего во дворе дворца. Столп был украшен ликами Богородицы и чем то напоминает языческие идолы, например похожий Збручский идол. Так как сейчас есть сомнения в подлинности и древности Збручского идола, можно предположить, что Богородичный столп из Боголюбова, или нечто похожее на него, мог быть прототипом для этой подделки.
Уровень пола древнего храма был на полтора метра ниже нынешнего.
Колоны старого собора были круглыми, что еще раз подтверждает европейское происхождение его зодчих.
Каменный саркофаг 12 века, найденный в Боголюбове.
Сейчас в храме присутствует копия знаменитой иконы Боголюбской Богоматери - той, что явилась князю Андрею, по мнению создателей ее культа во Владимире.
Нынешние фрески церкви появились здесь только в 18 веке.
Это наверно плитки от поздних полов храма.
Очень характерные "когтистые" цоколи фасада церкви Рождества.
Северная, уцелевшая, стена собора, с декоративной маской льва.
Сбоку лестничной башни видна заложенная дверь, когда-то это был в проход в жилые покои Боголюбовского дворца.
Замок в Боголюбово не надолго пережил своего владельца, уже в 1177 году его разграбил Глеб, князь рязанский. А затем крепость штурмом взяли монголы. Но больше всего замок пострадал от смещения центра власти в город Москву - цитадель князя Андрея стала никому не нужна, здесь поселились монахи и начали планомерно разрушать старые стены.
Огромный собор Боголюбской иконы Божьей Матери был построен в 1855-56 гг.
Я прогулялся вдоль южной стены Боголюбского монастыря в надежде найти какие-нибудь остатки стен древнего замка. К сожалению, после титанических трудов братии монастыря по разрушению крепости, вероятность найти хоть что-то равна почти нулю.
Раскопы Николая Воронина с белокаменными блоками из крепостных стен нынешние насельники монастыря забросали отбросами, сейчас на этом месте монастырская свалка. Но как не странно, мне все же повезло)
Я обратил внимание на странные, хорошо обработанные камни, из которых монахи сделали бордюр для дорожки.
Можно с большой степенью вероятности сказать, что эти камни - все, что осталось от дворца князя Андрея...
Четверть какого-то огромного круглого предмета.
Основание колоны
У нас осталось неисследованным еще одно, наверно самое знаменитое строение Андрея Боголюбского - церковь Покрова на Нерли.
Эта церковь находится в паре километров от замка князя Андрея и считается национальным символом России. И надо сказать, оправданно. И по замыслу княжеских зодчих это сооружение должно было символизировать Русскую землю, правда первоначально, символ этот не был таким утонченно-нежным, он скорее поражал своим величием.
Как и почти все храмы Боголюбского, церковь Покрова Богородицы прославляла, созданный им, новый культ Владимирской Божьей Матери. Это было торжественное сооружение, возведенное на пятиметровом искусственном кургане, обложенном снаружи белокаменными плитами.
В середине 20-ого века Воронин раскопал основание церкви и обнаружил каменный панцирь монументального сооружения.
Если можно было бы убрать землю этого кургана, храм выглядел бы высокой башней, так как под землю он уходил немногим меньше, чем его фасады возвышаются над поверхностью.
Когда-то храм Покрова на Нерли имел внешние галереи, обильно украшенные каменной резьбой.
Грифон, найденный при раскопках около церкви, он был частью убранства ее внешних галерей. Сейчас он находится в Историческом музее г. Владимира.
Реконструкция храма Покрова на Нерли по Н.Н. Воронину.
По замыслу древних зодчих торговые корабли, следующие во Владимирскую Русь по Нерли и Клязьме, должны были проплывать мимо этого величественного символа.
При постройке Покрова на Нерли, как и других храмов Андрея Боголюбского, кроме западных мастеров (их кстати послал князю сам Фридрих Барбаросса) были задействованы скорее всего и каменщики из Волжской Булгарии. Дело в том, что сама церковь возможно является памятником победоносному походу Андрея на булгар, во время которого князь обязал их данью - булгары должны были поставлять камень для его широкомасштабного строительства. Возможно, что вместе с камнем булгары поставляли и каменщиков, которых на Руси в 12 веке явно не хватало.
Резные изображения на фасаде храма. Основной сюжет здесь - Давид псалмопевец в окружении зверей. Ниже изображены три женские маски - это характерная особенность всех богородичных храмов Андрея Боголюбского. Волосы этих женщин заплетены в косы, что должно свидетельствовать о их девственности, так как это прическа девушек на Руси.
А это изображение на стене трактуется, как грифон, несущий лань. Хотя, лично мне кажется, что грифон делает с ланью нечто другое:)
Ну что, интересно, да?
Здесь же изображения инопланетян, без них тут никак нельзя.
Несмотря на усилия братии Боголюбовского монастыря по уничтожению всего наследия князя Андрея, храм Покрова на Нерли устоял. В 1784 году местный игумен хотел разобрать церковь, но подрядчик заломил ему слишком большую цену за разбор старого храма. Но в 1877 году другой игумен все же отыгрался, прежде, чем церковь взяли под охрану власти, он успел соскоблить, оставшиеся в барабане и куполе храма фрески. Теперь внутри церкви практически ничего нет.
Сейчас здесь расположились грандиозные постройки Свято-Боголюбского монастыря, похожие на видение из далекого прошлого. Они словно эхо белокаменных стен Владимиро-Суздальской Руси.
Ушла далеко на юг река Клязма, исчез замок князя Андрея, но осталось эхо и остатки древнего величия. Вот их то мы сейчас и осмотрим...
От старого русла Клязьмы осталось небольшое озеро, которое создает иллюзию когда-то судоходной реки. Княжий город Боголюбово стоял на высоком берегу, также как сейчас город Владимир.
Этот город был подобен другим княжеским резиденциям - в Вышгороде, что под Киевом, и в Кидекше под Суздалем. Русские князья любили жить отдельно от ремесленного люда и боярских городских усадеб. Другой важной причиной создания подобных замков было желание контролировать водные пути. Недалеко от Боголюбово в Клязьму впадала река Нерль, на этом месте сейчас стоит храм Покрова на Нерли.
Крепость Андрея Боголюбского перекрывала сразу две водные артерии Владимиро-Суздальского княжества. По рекам осуществлялась тогда вся торговля, поэтому выбор этого места был совсем неслучаен - контролируя Клязьму можно было держать под присмотром Владимир, а по Нерли - боярский город Суздаль.
На реконструкции, что висит в местном музее, в церкви Рождества, Боголюбовский замок изображен преимущественно деревянным, что наверно не совсем оправданно. Крупнейший специалист по древнерусской архитектуре Николай Николаевич Воронин, проводивший раскопки в Боголюбове, считал что замок князя Андрея был целиком белокаменным, да и летописец писал, что "град камен именем Боголюбый", кстати также называется экспозиция музея, расположенного в Рождественской церкви, но почему-то на реконструкции из этого музея, "град камен" не просматривается..
Воронин в 1954 г. обнаружил фундаменты каменных стен даже на западных валах Боголюбова, кстати эти валы сохранились до сих пор. Это подтверждает то, что город имел каменные стены по всему периметру, хотя в это конечно сложно поверить.
Руины белокаменных стен замка, найденные Н.Н. Ворониным. Стены были сложены из крупных блоков и видимо представляли собой величественное зрелище.
Западные валы хорошо сохранились, возможно когда-то здесь стояли белокаменные крепостные стены.
Вал к северу от шоссе Владимир - Нижний Новгород. Воронин считал, что здесь, на пересечении валов и шоссе стояла проездная башня Боголюбова. Здесь действительно вал прерывается, но проблема в том, что западный вал прерывается и несколько севернее, как можно увидеть на дальнейших фото.
На фото ниже, нечто похожее на промежуток между этими валами, возможно здесь были еще одни ворота? А может быть именно здесь был проход в крепость, а не на месте сегодняшнего шоссе? Иначе зачем столько прорех в крепостных валах? Можно конечно допустить, что эту яму вырыл сам Воронин, когда исследовал боголюбовские валы, но проблема в том, что эта прореха присутствует и на его же плане местности, значит она существовала здесь изначально.
Поздняя реконструкция из музея не отображает также северную линию укреплений города, на рисунке стена всего одна, хотя даже поверхностной осмотр валов говорит о том, что в Боголюбове северная сторона была защищена двумя линиями валов. Что само по себе интересно.
Обобщая, можно сказать, что княжеская резиденция в Боголюбове по мощности фортификации не уступала многим известным русским городам-крепостям того времени, типа Переславля или Дмитрова.
Князь Андрей серьезно подходил к вопросу упрочнения своей власти. И надо сказать, что не зря - Боголюбского считают первым русским самовласцем, а Ключевский считал его вообще первым русским (великороссом).
И выглядел он соответствующие, будучи сыном половецкой княжны, Андрей Боголюбский был тюрком как минимум наполовину - об этом свидетельствует реконструкция его облика, сделанная Герасимовым. О "дружбе народов" в его правление указывает и наличие большого числа иноплеменников в окружении. В Средние века понятия национальности практически не существовало, поэтому одна из его жен была булгаркой, а ближний дружинник-ключник Анбал - ясом/осетином, одним из доверенных лиц был кавказский еврей Ефрем Моизич. Эти люди и порешили князя в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. В убийстве Боголюбского присутствовали и местные - бояре Кучковичи, они видимо мстили за своего родственника, убитого отцом Андрея - Юрием Долгоруким.
А начиналось все очень хорошо. Князь Андрей упрочил свою власть на севере - в Суздальском княжестве. Все грандиозное строительство во Владимире и Боголюбове должно было демонстрировать могущество его земли. Для этого Боголюбский не жалел ни времени, ни сил.
Были приглашены мастера из Германии для строительства многочисленных соборов - Успенского во Владимире, Рождества в Боголюбове, Покрова на Нерли. Все эти храмы несут в себе ощутимую романскую стилистику.
Были созданы новые религиозные культы и праздники, например культ Богоматери Владимирской, заступницы Владимиро-Суздальской земли. Для этого из Киева была вывезена икона Богоматери, это действо сопровождалось специальными чудесами, которые создавались попами Микулой и Нестором из Вышгорода и владимирским попом Лазарем. Икона у них "гуляла" по храму, якобы желая быстрее перебраться во Владимир. Именно эта группа приближенных к князю Андрею священнослужителей создала идеологическое обоснование постройки Боголюбовского замка. Скорее всего они же придумали новый христианский праздник - Покрова Богородицы. Праздник был установлен без разрешения киевского митрополита, по личной инициативе князя Андрея Боголюбского.
Примечательно, что возвеличивая своих божеств, князь Андрей карал чужих, в 1169 году, взяв штурмом Киев, он приказал громить и жечь все местные церкви. Суздальские войска вместе с дружественными половцами грабили город два дня, в том числе был разграблен и Софийский собор, был разграблен и сожжен Печерский монастырь. Видимо Боголюбский не без основания усматривал в чужих храмах угрозу собственной религиозной идеологии.
В Боголюбове из всех построек замка уцелел до наших дней только небольшой пролет стены дворца с лестничной башней, также арка, возможно это был главный вход во дворец. И частично сохранилась церковь Рождества, главный храм в крепости. Церковь была разрушена в 18 веке, когда игумен Боголюбовского монастыря приказал растесать в ней большие окна, так как ему было темно в храме - все и рухнуло, уцелела только северная стена и основание. В дальнейшем храм перестроили уже в барочном стиле.
Справа от храма небольшая беседка 17 века на месте похожей, но древней - это был киворий в тени которого стояла чаша со святой водой.
Романские окна и колончатые пояса изобличают в сооружении седую древность.
Именно в этой башне принял свою смерть Святой благоверный князь Андрей Боголюбский.
Убийство Андрея Боголюбского. Древнерусская миниатюра.
Первое покушение на князя произошло в его спальне, в несуществующем сейчас здании дворца, но по какой-то причине заговорщики не довели свое дело до конца, и Боголюбский смог, будучи раненым,сползти по лестнице и затаиться внизу. Но что-то его выдало, и всевластца Руси добили уже окончательно, отрубив руку.
После покушения тело князя лежало в огородах несколько дней, а в это время жители города Боголюбова, всем миром, грабили его дворцы. А грабить там было что...
Четырехстолпный храм Рождества Богородицы когда-то весь блистал золотом, этот эффект создавали начищенные до блеска медные полы храма. Хронисты писали, что некоторые иноземцы переходили из своей веры в православие, увидев роскошества княжеского храма. Но, к сожалению, от былого великолепия мало что осталось.
Четырехликая капитель, возможно это завершение так называемого Богородичного столпа, стоявшего во дворе дворца. Столп был украшен ликами Богородицы и чем то напоминает языческие идолы, например похожий Збручский идол. Так как сейчас есть сомнения в подлинности и древности Збручского идола, можно предположить, что Богородичный столп из Боголюбова, или нечто похожее на него, мог быть прототипом для этой подделки.
Уровень пола древнего храма был на полтора метра ниже нынешнего.
Колоны старого собора были круглыми, что еще раз подтверждает европейское происхождение его зодчих.
Каменный саркофаг 12 века, найденный в Боголюбове.
Сейчас в храме присутствует копия знаменитой иконы Боголюбской Богоматери - той, что явилась князю Андрею, по мнению создателей ее культа во Владимире.
Нынешние фрески церкви появились здесь только в 18 веке.
Это наверно плитки от поздних полов храма.
Очень характерные "когтистые" цоколи фасада церкви Рождества.
Северная, уцелевшая, стена собора, с декоративной маской льва.
Сбоку лестничной башни видна заложенная дверь, когда-то это был в проход в жилые покои Боголюбовского дворца.
Замок в Боголюбово не надолго пережил своего владельца, уже в 1177 году его разграбил Глеб, князь рязанский. А затем крепость штурмом взяли монголы. Но больше всего замок пострадал от смещения центра власти в город Москву - цитадель князя Андрея стала никому не нужна, здесь поселились монахи и начали планомерно разрушать старые стены.
Огромный собор Боголюбской иконы Божьей Матери был построен в 1855-56 гг.
Я прогулялся вдоль южной стены Боголюбского монастыря в надежде найти какие-нибудь остатки стен древнего замка. К сожалению, после титанических трудов братии монастыря по разрушению крепости, вероятность найти хоть что-то равна почти нулю.
Раскопы Николая Воронина с белокаменными блоками из крепостных стен нынешние насельники монастыря забросали отбросами, сейчас на этом месте монастырская свалка. Но как не странно, мне все же повезло)
Я обратил внимание на странные, хорошо обработанные камни, из которых монахи сделали бордюр для дорожки.
Можно с большой степенью вероятности сказать, что эти камни - все, что осталось от дворца князя Андрея...
Четверть какого-то огромного круглого предмета.
Основание колоны
У нас осталось неисследованным еще одно, наверно самое знаменитое строение Андрея Боголюбского - церковь Покрова на Нерли.
Эта церковь находится в паре километров от замка князя Андрея и считается национальным символом России. И надо сказать, оправданно. И по замыслу княжеских зодчих это сооружение должно было символизировать Русскую землю, правда первоначально, символ этот не был таким утонченно-нежным, он скорее поражал своим величием.
Как и почти все храмы Боголюбского, церковь Покрова Богородицы прославляла, созданный им, новый культ Владимирской Божьей Матери. Это было торжественное сооружение, возведенное на пятиметровом искусственном кургане, обложенном снаружи белокаменными плитами.
В середине 20-ого века Воронин раскопал основание церкви и обнаружил каменный панцирь монументального сооружения.
Если можно было бы убрать землю этого кургана, храм выглядел бы высокой башней, так как под землю он уходил немногим меньше, чем его фасады возвышаются над поверхностью.
Когда-то храм Покрова на Нерли имел внешние галереи, обильно украшенные каменной резьбой.
Грифон, найденный при раскопках около церкви, он был частью убранства ее внешних галерей. Сейчас он находится в Историческом музее г. Владимира.
Реконструкция храма Покрова на Нерли по Н.Н. Воронину.
По замыслу древних зодчих торговые корабли, следующие во Владимирскую Русь по Нерли и Клязьме, должны были проплывать мимо этого величественного символа.
При постройке Покрова на Нерли, как и других храмов Андрея Боголюбского, кроме западных мастеров (их кстати послал князю сам Фридрих Барбаросса) были задействованы скорее всего и каменщики из Волжской Булгарии. Дело в том, что сама церковь возможно является памятником победоносному походу Андрея на булгар, во время которого князь обязал их данью - булгары должны были поставлять камень для его широкомасштабного строительства. Возможно, что вместе с камнем булгары поставляли и каменщиков, которых на Руси в 12 веке явно не хватало.
Резные изображения на фасаде храма. Основной сюжет здесь - Давид псалмопевец в окружении зверей. Ниже изображены три женские маски - это характерная особенность всех богородичных храмов Андрея Боголюбского. Волосы этих женщин заплетены в косы, что должно свидетельствовать о их девственности, так как это прическа девушек на Руси.
А это изображение на стене трактуется, как грифон, несущий лань. Хотя, лично мне кажется, что грифон делает с ланью нечто другое:)
Ну что, интересно, да?
Здесь же изображения инопланетян, без них тут никак нельзя.
Несмотря на усилия братии Боголюбовского монастыря по уничтожению всего наследия князя Андрея, храм Покрова на Нерли устоял. В 1784 году местный игумен хотел разобрать церковь, но подрядчик заломил ему слишком большую цену за разбор старого храма. Но в 1877 году другой игумен все же отыгрался, прежде, чем церковь взяли под охрану власти, он успел соскоблить, оставшиеся в барабане и куполе храма фрески. Теперь внутри церкви практически ничего нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий