пятница, 27 сентября 2013 г.

Тируванантапурам. Тривандрум.

Один из самых крупных городов южной Индии обладает и одним из самых невыговариваемых названий. Официально - Тируванантапурам, уменьшительно-ласкательно - Тривандрум. Вместе получается что-то похожее на старинное заклинание или индуистскую мантру. Так же и слышится со стороны - неразборчивая абракадабра, в которую индусы умудряются превратить даже простые английские фразы. Смысл слов для них - не самое главное. Главное - чтобы звучало как песня, способная мысленно перенести исполнителя со слушателями в какие-то воображаемые миры.




Штат Керала населяют очень спокойные и расслабленные люди. Прогуливаясь по городу, едва ли можно встретить толпы людей, носящихся как муравьи. Здесь слишком жарко для этого, и жители если и намереваются устроить массовые мероприятия, то только в воде. Купание - важная часть религиозного молитвенного ритуала. Перед тем, как пойти в храм к почитаемому богу, нужно обязательно искупаться реке или пруду поблизости, а потом, облачившись в белые простыни, идти молиться.



А вот кому молиться - это уже более персональный вопрос. Каждый последователь индуизма может выбрать несколько известных богов и ходить в их специализированные храмы. Боги выбираются из одной компании, и признание одних не означает отрицание других. Просто должны же быть какие-то приоритеты у каждого человека! Самый популярный бог в Тривандруме - Вишну. Его золотой храм находится в самом центре и притягивает большинство купальщиков. Бог с головой слона - Ганеш - предпочитает храмы черного цвета. А Кришна - разноцветные. В одном из них знаменитая Харе Кришна звучит 24 часа 7 дней в неделю. Без перекура на обед, по очереди меняясь, ее исполняют три садху.



Пристрастие к купанию в эти местах не случайно. Аравийское море, омываемое все западное побережье Индии, редко бывает спокойным. Высокие волны постоянно наровят унести в океан как рыболовов, так и отдыхающих туристов. Но рядом с берегами в Керале часто встречаются запутанные системы пресноводных лагун, больше напоминающих озера. Непролазные джунгли, таким образом, становятся растущими на берегах лагун, делающей необходимыми постройку обширной сети дорог и мостов.



Центр города тоже когда-то был занят джунглями. Люди строили хибары из веток пальм, что одновременно помогало им маскироваться в деревьях и партизанить в стане оккупировавших их земли англичан. Хотя возможно, если бы не европейские оккупанты, индийцы так и жили бы в джунглях, и о космической программе им стоило бы только мечтать. Сейчас же наука в Керале развивается в ногу с мировыми тенденциями, и индийские ученые тесно сотрудничают с западными.



Однако, от социального контраста так просто не убежишь. Миллиард человек на заставишь заниматься одной наукой. Большинство населения до сих про вынуждено едва сводить концы с концами на слоновьих фермах, рыболовецких шхунах, или просто в лесу, собирая кокосы. Поэтому весьма привычным выглядит картина белоснежного супер-современного научного центра, а через забор от него - деревня. Еще более дико смотрятся полностью экипированные автоматчики на КПП в научных центрах. Нужно охранять ученых от тех, кто едва ли умеет читать и всю жизнь проходил босиком.



Но нельзя не признать, что какие-то инновации все-таки постепенно просачиваются в обиход простых людей. Очень характерные для Азии рикши - дешевый вид мото-такси: 3-местный кузов, где на переднем сиденье сидит водитель, а два задних предусмотрены для пассажиров. В других азиатских странах люди договариваются об оплате до поездки, что приезжему никогда не получается сделать выгодно. Но в Тривандруме, так же как Бангалоре и Хайдерабаде, на каждой рикше установлен счетчик - чтобы пассажир знал, на сколько денег уже влетел в каждый момент поездки.



На рикшах здесь передвигаются все: и приезжие, и местные. На них можно поехать на рынок, в храм или на пляж. На рикшах командированные европейцы добираются от отеля до научного центра. Но чтобы поехать в другой город, нужно ловить автобус. Общественный транспорт, как ни странно, ходит в Индии исправно! Временами он не очень быстр, зато надежен. Он дает гарантию, что женщинам и старикам найдется место. Кто где должен сидеть - написано над каждым сиденьем. Единственная проблема - нужно научиться читать по-индийски.



Как ни странно, указания над автобусными сидениями народ соблюдает исправно. Классовость и консервативность индийского общества - такие же незыблемые истины, как верность выбранным богам. Все, что начал делать с детства, продолжаешь до конца своих дней. Потом учишь детей и обеспечиваешь преемственность. Хорошо бы теперь использовать эту систему в чем-нибудь более полезном обществу. В науке например, образовании, медицине - и тогда будет не страна, а сказка!


Оригинал взят у gfed в Тируванантапурам. Тривандрум.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Проверка сайта