Проснувшись в первый день от яркого португальского солнца и обрадовавшись тому что удалось сменить питерскую слякоть на насыщенное синее небо Лиссабона, мы вышли из гостиницы. Машина была арендована только с третьего дня, поэтому мы принялись знакомиться с общественным транспортом португальской столицы. Сначала, перепутав метро с местной железной дорогой, мы безуспешно пытались разобраться куда нам ехать. Потом, когда всё-таки метро было найдено, был проведен небольшой блицкриг против автомата по продаже билетов, который, если бы не помощь сотрудницы метро, грозился быть законченным явно не в нашу пользу. После метро были замечательные 30 минут на трамвае, забитом людьми, словно питерское метро в понедельник в 9 утра, и вот, наконец, мы — на месте.
Одной из главных достопримечательностей Белена является памятник первооткрывателям.
По обе стороны памятника стоят фигуры 32 различных исторических личностей — первооткрывателей, картографов, художников, учёных, так или иначе связанных с великими географическими открытиями.
Венчает скульптурную композицию фигура Генриха Мореплавателя — одного из первых португальских первооткрывателей, организатора экспедиций на юг вдоль западного побережья Африки.
Наверху монумента находится смотровая площадка, на которую за несколько евро можно подняться на лифте. Сверху виден весь Белен с его окрестностями. Вниз по течению находится знаменитая Беленская башня — главная архитектурная доминанта района.
С другой стороны — мост 25 апреля, за которым слева видны красные крыши сплошным ковром покрывающие холмы Лиссабона. На противоположном берегу Тежу — кажущаяся отсюда игрушечной статуя Христа. Обо всём этом я расскажу подробнее в своих следующих отчётах.
Внизу, прямо перед памятником — огромная площадь, на которой выложены мозаикой роза ветров и карта мира, с отмеченными на ней путями португальских экспедиций.
Далее, за площадью, раскинулся небольшой сад и огромное величественное здание монастыря Жеронимуш, заложенного в честь покровительницы моряков Святой Марии. Монастырь, принадлежащий монашескому ордену иеронимитов был основан королём Мануэлем I сразу после возвращения из Индии экспедиции Васко-да-Гамы.
В те времена существовала традиция — моряки перед отправлением в плавание, либо после удачного возвращения всегда молились в церкви монастыря.
Монастырь является крупнейшим строением в стиле мануэлино — этаким португализированным вариантом Ренессанса, дополненным экзотической резьбой и различной морской атрибутикой — канатами, рострами, барельефами. Мануэлино сочетает в себе элементы готики и мавританского стиля, что дополняется вкраплениями индийских мотивов. Рождение этого архитектурного направления пришлось на время расцвета Португалии как морской державы. Считается, что этот стиль «выражает впечатление европейца, впервые увидевшего неизвестные заморские страны».
Вершиной стиля мануэлино считается внутренний двор монастыря, окружённый двухэтажной галереей.
Посреди двора тихо журчит фонтан, распыляя капли свежести на высушенные полуденным солнцем стены.
Сегодня монастырь является местом проведения всех официальных торжеств — в его стенах президент Португалии принимает парады и встречает почётных гостей.
Обратим внимание на мелочи.
Если приглядеться — от обилия архитектурных форм и элементов начинает немного кружить голову.
Ещё и этот гитарный оркестр внизу, спрятавшийся в единственном залитом спасительной тенью углу.
Сбежим же из душных галерей, забитых толпами вездесущих туристов. Туда, в небольшой сквер, окружённый аккуратно подстриженными кустами. Туда, к зелёному ковру душистой беленской травы. Туда, к ярким желткам ромашек, окружённым нежными белоснежными лепестками...
Туда, к неожиданно забившему фонтану, до этого тихо молчавшему всё утро.
Вода, только она может дать жизнь в этот невероятно жаркий для апреля полдень.
Недалеко от фонтана находится небольшой сквер, в центре которого стоит памятник Альфонсо Албукерки — покорителю Индии, и главному архитектору колониальной Португальской империи.
За памятником расположено бледное здание Беленского дворца, сегодня здесь расположена резиденция президента Португалии.
Прогулявшись немного вверх по течению Тежу, можно попасть к Беленской башне — ещё одной представительнице архитектурного стиля мануэлино. Беленская башня, чьё название является трансформированной на португальский лад производной от Вифлеема, вот уже много лет является одним из главных символов Лиссабона.
Беленская башня, как и монастырь Жеронимуш — единственные строения в Лиссабоне, сохранившиеся с эпохи великих географических открытий и пережившие разрушительное землетрясение 1755 года.
Беленская башня была построена в начале XVI века, одновременно с монастырем Жеронимуш. Изначально башня располагалась на острове, но уровень воды с годами падал, поэтому сегодня она расположена на берегу, рядом с набережной. В первое время после строительства башня играла роль сторожевого поста для защиты монастыря с одной стороны, и роль маяка — с другой. Позже, как водится, здесь была тюрьма.
Башня представляет собой небольшой бастион с высокой 4-этажной надстройкой.
На южной стороне бастиона расположен барельеф носорога — первое изображение этого животного в Европе.
Первый этаж бастиона представляет собой просторное арочное помещение с толстыми стенами. Через специальные ниши в разные стороны смотрят несколько грозных пушек.
Узкие ходы минус первого этажа. Вообще, забегая вперёд, отмечу, что в Португалии всё очень узкое — и улочки в городах, и ходы в крепостях, и дороги, особенно горные, и комнаты в некоторых гостиницах — в общем, всё.
В этом подвальном помещении с низким сводчатым потолком содержали особо опасных преступников.
Как я и писал выше, башня имеет 4 этажа, на которых расположены различные залы, игравшие в былые времена различные политические роли.
Наверх башни ведёт узкая винтовая лестница.
Из-за того что встречным потокам людей разойтись на ней нереально — у дверей на этажах башни скапливаются небольшие заторы. Если подняться мы умудрились буквально за пару минут, то спуск обратно вниз занял в несколько раз больше времени.
В маленькие комнатки на углах башни ведут, опять же, невероятно узкие ходы.
Вид на долину реки Тежу с одного из этажей.
Наверху башни находится небольшая смотровая площадка. Почему-то в тот день там было особо много корейцев — пока я был занят изучением окрестностей вокруг меня успели смениться 3 или 4 их группы.
Корейцы — совершенно особый тип туристов, в корне отличающийся от всех остальных. Корейские туристы путешествуют исключительно большими группами, при этом почему-то все достопримечательности осматриваются ими всегда бегом, будто они опаздывают на самолёт домой. Выглядит это следующим образом: толпа корейских туристов из серии "кому за... ", сминая всё на своём пути, тяжело дыша, забегает наверх по лестнице. Все хором испускают громкий вопль восторга — что-то между «о-о-о» и «а-а-а», что по смыслу, наверное, означает что-то сходное с нашими матерными обозначениями превосходной степени. В течение 30 секунд все фотографируются, и так же толпой бегом спускаются вниз к своему автобусу. Тут же на смену им приходит следующая группа.
Ну и напоследок — немного видов с верхнего яруса Беленской башни.
Кварталы Белена.
Площадка бастиона.
Панорама реки Тежу.
Вернувшись на набережную мы поняли, что на сегодня наш запас сил подошёл к концу. Да и жестокое португальское солнце показало себя с худшей стороны — все открытые участки кожи стали отвратительного красного цвета, который вкупе с ужасным зудом не предвещал ничего хорошего.
http://kezling.ru/travels/portugal-1
Комментариев нет:
Отправить комментарий