воскресенье, 6 октября 2013 г.

Германия: Замки безумного короля.

Ну вот, а из Нюрнберга, который по сути дела никакая не Бавария, а совсем даже Франкония (если бы не шаловство Наполеона), можно уже отправиться и в настоящую Баварию. Скажу сразу, чтобы потом не было кривотолков, – замок Нойшванштайн мне не понравился, слишком на Диснейленд похож.



А вот остальная альпийская Бавария, конечно, настолько прекрасна, что в ней хочется потеряться, и если вы пользуетесь встроенной навигацией от Нокии, то это получится в любом случае.

Узкую горную дорожку к замку Фалкенштайн закрыли на какой-то ремонт и я без всякого своего желания оказался в крошечной деревушке Мария Райн. Вся деревня буквально на три дома, всё закрыто и вокруг никого. Открыта была только церковь, куда я и зашёл, в слабой надежде спросить дорогу (я бы спросил у коров, но они, увы, не говорят). И в церкви, впрочем, никого не оказалось, но убранство этого сельского храма превзошло все мои ожидания. Откуда такое богатство? Удивительно.



А вот паломническая церковь в деревне Вис немного с другой стороны вообще включена в список всемирного достояния Юнеско. Наверное потому, что рядом с ней очень весёлые козы любят лежать на крыше домика и загорать (и спускаются по специальному мостику, чтобы есть мои персики).







Тем временем я вернулся на шоссе и поехал обходным путём до упора, то есть до пока на вершине одинокой скалы не стал быть заметен небольшой кусок замка.



Замок Каструм Пфронтен построен в XIII веке и является самым высоким горным замком Германии. На вершине узкой скалы, без источника воды, этот замок был труден не только в постройке, но и для обитания. Зимой грозы и снежные штормы делали нахождение в нём буквально опасным для жизни. Смотрители замка жаловались на мороз и приведений, предпочитали в замок не заходить, а жить в деревне внизу. В конце концов, к XVII веку замок был окончательно заброшен и основательно разрушен.

В 1883-ом году руины купил баварский король Людвиг II, с целью перестроить их в гигантский сказочный замок – Бург Фалкенштайн или «замок на соколиной скале». В 1886-ом году король умер, а руины остались. Строительство этого нового замка так никогда и не было начато.

Здесь абсолютно никого не было. Тишина, спокойствие и закатное солнце. Холодный ветер, воющий меж камней.











Баварские деревни и Австрийская граница внизу.





В скале прямо под замком - небольшая пещера и место поклонения деве Марии.



Чей-то мемориал.





Грибочек.



Так вот, никто не сделал для современного туризма в Германии больше, чем сумасшедший король Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм Баварский. Это буквально шокирует – едешь-едешь через пастораль полей и коров, среди редких домиков и невидимых жителей, пока не упираешься в деревню Фюссен у подножия двух знаменитых замков – а там сразу ряды отелей, подземные парковки и реально миллионы людей.

Людвиг любил строить сказочные замки.

Само по себе в этом в те времена большого сумасшествия не было. В эпоху немецкого романтизма строить фальшивые средневековые замки было чем-то вроде традиции. Отец Людвига, король Максимилиан построил романтический замок Хоэншвангау («Высокий лебединый край») на руинах средневековой крепости Швантайн. В этом замке сам Людвиг провёл большую часть детства. Так как замок этот строили не в настоящем средневековье, а в XIX веке, то получилось, конечно, немного странно. Например, внутри замка поставили лифт. Впрочем, теперь лифт уже не работает – сломался, не выдержал контраста технологий.

Слуги в замке, между прочим, передвигались не на лифте и даже не по лестницам, а должны были лазить по дымоходу и приносить еду через камин, чтобы не мешать королевской семье своим мельтешением. Хорошо известно, что кормить слуг и депутатов парламента следует мало, чтобы последние не разжирели и в дымоход пролезали. Вот уж бессмертная технология.

Замок Хоэншвангау - до сих пор частный (принадлежит наследникам королевской семьи), но работает как музей. Как и другим замкам Баварии, ему повезло пережить вторую мировую войну без всяких повреждений, а внутри можно наблюдать множество исторических предметов из королевской коллекции. Вот, например, хлеб с солью подаренные баварскому королю от российского императора. Хлеб засох, а соль всё ещё очень даже ничего выглядит.



В 18 лет Людвиг стал королём, но продолжил жить в Хоэншвангау. Его спальня была переделана на романтический вкус короля – стены раскрашены пейзажами ночного леса, а в потолке сделаны светящиеся в темноте звёзды и меняющая по желанию короля форму искусственная луна – от полнолуния до крошечного месяца.











Людвиг был странным королём. Избегал больших собраний (не любил Мюнхен), обожал оперу (особенно работы Вагнера), избегал военных парадов и официальных приёмов. Вместо этого король предпочитал проводить время в уединении и путешествиях по горам Баварии. Поведение короля пугало придворных и министров, но нравилось простому люду – король мог запросто остановиться поболтать с крестьянами и всегда был щедр деньгами.

Из всех безумных идей короля замок Нойшванштайн стал его самой безумной идеей.

В 1869-ом году началось строительство огромного сказочного горного замка Нойшванштайн («Новый лебединый камень»), названного так исключительно с целью подтвердить мою теорию о том, что в немецком языке можно поставить вместе в случайном порядке любое количество более 12-ти букв и из этого обязательно получится какое-то разумное слово. Это был масштабный проект. В строительстве замка участвовали столько рабочих, что на время строительства король единолично стал самым большим работодателем в государстве.

Стоило такое увлечение, понятно, недешёво. Но король и не думал быть скромнее в планах. К чести короля, для строительства замков он использовал только личные средства, набирая долг за долгом у других членов своей семьи. В последний год жизни короля его долг составлял уже 14 миллионов золотых марок. Король тем временем отделывал этаж за этажом замка один экстравагантнее другого, заказывал золотой трон и платил художникам за роспись стен в картины по вкусу короля.

Скажу честно, такого количества белок, как на стенах замка Нойшванштайн за один день, я не видел во всей Германии за всю поездку.



Король расторг политическую свадьбу, цитировал наизусть Вагнера, увлекался историей рыцарей, читал сказки и даже выстроил в замке искусственную пещеру «Венеры» с небольшим озером, по которому в лодке его должны были возить слуги (что дало изначальное значение выражению «мужская пещера»). Как вы могли догадаться из всего этого, а ещё из того, что у короля были сексуальные отношения с конюхом, – король был голубым.

В Баварии того времени отношение к гомосексуалистам было вполне нормальным, но это мешало будущему объединению с милитаристской педерастической Пруссией, где гомосексуализм карался по закону.

Совет министров советовал королю приостановиться в строительстве замков, экономить деньги и жениться с целью рождения наследника трону. Людвиг же рассматривал совет министров как надоедливых мух и собирался сменить кабинет полностью. Ситуация сложилась такая, что министры поняли – или король, или они. С января по март 1886-го года конспираторы собирали документы по медицинскому состоянию короля, в основном из жалоб слуг на грубое обращение, детские манеры и неловкость короля за столом, дорогие развлечения, ношение одежды не по погоде и долгие путешествия. На основе этих данных комиссия четырёх психиатров (ни один из которых не осмотрел короля лично) поставила диагноз «паранойя» - диагноз, лишающий короля пожизненно права на свободное передвижение и управление страной.

10-го июня комиссия попыталась забрать короля, запершегося в недостроенном замке Нойшванштайн, на принудительное лечение. Людвиг пытался сообщить через открытое обращение народу посредством газет об измене правительства, но письма короля были перехвачены. В полночь 12-го, воспользовавшись предательством одного из лакеев, комиссия вошла в замок и увезла короля в заточение под Мюнхеном.

Так, в рамках единственной за свою истории осады, бастионы «средневекового» сказочного замка пали перед четырьмя психиатрами. Не это ли настоящая история всех самых неприступных крепостей?

На следующий день, около 6-ти вечера, Людвиг попросил одного из приговоривших его психиатров пойти прогуляться с ним без свидетелей до ближайшего озера у места заточения короля. Что произошло далее никто точно не знает до сих пор, но в 8 вечера того дня в неглубоком озере нашли два трупа – психиатра (со следами борьбы) и мёртвого короля (без всяких следов борьбы и без воды в лёгких). Новым королём стал дядя Людвига.

Строительство замка Нойшванштайн остановилось сразу после смерти Людвига и никогда не было закончено. В 1923-ом году, республика Бавария национализировала недостроенный замок. В 45-ом нацисты планировали взорвать замок, но и это как-то не сложилось. В 2002-ом году уменьшенная копия замка была построена в парижском Диснейленде.

Современники по разному относились к вкусам безумного короля. Конечно, это его развлечение стоило безумно дорого. Конечно, получилось по-детски аляповато и фальшиво. Конечно никакой особой культурной ценности в этой архитектуре нет и замки Людвига не стали всемирным достоянием Юнеско.

Но ё-моё, за всю историю человечества, ни одной более удачной инвестиции в недвижимость просто нет. Нойшванштайн стал символом Германии с обложек всех путеводителей, работает прибыльнее чем весь концерн БМВ и только на входных билетах окупил себя уже в тысячи и тысячи раз, и продолжает год за годом приносить в бюджет Баварии настоящие миллионы.



























































Что же, для Баварии мне не жалко. Прекрасное, конечно, место. Особенно музыкальные коровы с колокольчиками, как с обёртки шоколадок «Милка». Ходят, целуются, мычат, а дзынь-дзынь коровьей любви смешивается со звуком колоколов церквей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Проверка сайта