Говорят, что капля камень точит. А представьте, что делает с берегами океан! Из года в год волны бьются об скалы, перемалывая их в гальку и песок, придавая им причудливые формы. Арки, слоны, динозавры, медведи, лестницы — всё это можно найти на побережье Атлантики. Огранённые природой скалы уже давно будоражат человеческое воображение. Присматриваешься к какому-нибудь камешку — и начинаешь различать нос, губы, усы, бороду, глаза... Нет, не могла природа настолько точно изваять человеческое лицо! Тут должно быть какое-то логичное объяснение. И оно находится!
Прежде чем раскрыть перед вами все карты, хочу поведать о предыстории к этому рассказу. Итак, дело происходит в бретонском городке Ротенёф, где мы с вами познакомились с Атлантическим океаном. Стоит пройти несколько сотен метров вдоль берега, и мы оказываемся за чертой города, на тропинке, которой раньше наверняка пользовались таможенники или контрабандисты.
Дует крепкий морской ветер, гудят волны, разбиваясь о скалы. Вокруг — кусты дрока с мелкими, жёлтыми цветами и камни с золотистой накипью лишайников. Пейзаж оживляет одинокий крест, поставленный для того, чтобы почтить память погибших в море рыбаков.
Эта часть бретонской литорали носит название Изумрудный берег, и не зря — прибрежные воды здесь очень часто играют на солнце всеми оттенками зелёного.
Наш путь лежит к вот такому скалистому «языку», плавно спускающемуся к воде. Необычно большое для такого пустынного берега скопление человеческих фигур интригует. Скоро всё станет понятно.
Для того, чтобы выйти к «языку», требуется сделать небольшой крюк. По дороге любуемся пейзажами и труднодоступной часовней с белой фигуркой Девы Марии на крыше.
Два типа лишайников.
Вскоре находим небольшую парковку и табличку «Скульптурные утёсы» (Rochers sculptés). Приобретаем билетики и выслушиваем короткий рассказ смотрителя о необычности этого места. Историю расскажу чуть позже.
Спускаемся по крутой лестнице с узкими ступеньками.
В скалах вокруг проглядывают человеческие лица.
Сначала кажется, что за спиной осталась просто груда камней, но потом присматриваешься и понимаешь, что всё это — скульптуры, выдолбленные в камне. Фантастические животные и человеческие лица. Много лиц.
Автор этого каменного сада — аббат Адольф Фуре (Adolphe Fouré). Перенесённый инсульт сделал отца Фуре глухим и немым. Оказавшись не в состоянии больше нести службу, Адольф удалился в деревню Ротенёф и затеял грандиозный проект.
В течение 13 или 14 лет отец Фуре вырезал из камня фигурки различных персонажей — святых, корсаров, знатных людей своего времени, фантастических животных...
Неукротимое воображение аббата, вкупе с невозможностью выразить свои мысли человеческим языком, дали потрясающие результаты.
Одна из вырезанных в камне сцен: мужчина в чумной маске дёргает женщину за волосы и пинками подталкивает в сторону каких-то зловещих деревьев.
Говорят, что когда-то давно фигурки были даже покрашены в разные цвета.
К сожалению, ветер и дожди постепенно разрушают каменные изваяния. Через пару десятилетий это место будет не узнать.
В 1907 году прогрессирующий паралич принудил старика отказаться от дальнейшего творчества, а в 1910 году Адольф Фуре умер, оставив после себя этот небольшой музей под открытым небом.
Нижняя часть каменного «языка» целиком и полностью покрыта ракушками.
Мидии сочно хрустят под ногами, не наступить на них невозможно. Босиком по таким скалам тоже не погуляешь.
После прилива в скалистых выемках остаются небольшие лужи солёной воды.
Подходим к самому кончику «языка», вплотную к волнующемуся океану. Вдалеке заметен маяк, предупреждающий корабли об опасных скалах. Где-то далеко впереди расположен англо-нормандский остров Джерси, а за ним — берега Англии.
Присев на камень, невольно спрашиваешь себя, какой же силой воли обладал отец Фуре, чтобы свыше десяти лет провести на одном и том же месте с одной и той же целью. Считал ли он своё занятие обязанностью, развлечением, способом самовыражения? Вряд ли мы об этом узнаем, но одно можно сказать с уверенностью — частичку себя в этом мире он оставил. Далеко не каждому человеку такое дано.
Оригинал взят у omnesolum в Скульптурные утёсы в Ротенёф
Комментариев нет:
Отправить комментарий