Высокие стаканы, расширенные в верхней части, издавна бытовали на Руси. Они изготавливались из олова, меди, серебра. Стаканы ХVI- ХVII веков были с сильным раструбом стенок. Стеклянные и хрустальные стаканы появились на Руси в ХVII столетиях. Постепенно форма их менялась, приобретая форму цилиндра, иногда на ножках-шариках. Серебряные стаканы XVII века украшались резным и черневым орнаментом из вьющихся стеблей с крупными цветами, изображением фруктов, ягод, связок плодов.
![Стакан. Россия, Москва, Патриаршая серебряная мастерская, начало XVII в.](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sK6rHPLg45-rzq-W_9plX10ZJWGpGfyBYPV3T3ACm4wdDzrj_Qfs8oJxiJCFbcTrAEcNQC8i2aq3WEp19PFGBAiXYCPVu1Q3qOEYgtALjA9xVmn7dLWbI1t_r90JMYid7AtXHdtM5IvD3t_Gh1fZ_CXsMAnwyxZa_kHsC_XhbStd6R-EFqHequ=s0-d)
Россия, Москва, Патриаршая серебряная мастерская, начало XVII в.
Серебро, золочение.
Музеи Кремля обладают уникальной коллекцией серебряных стаканов, изготовленных в Мастерских Московского Кремля.
Серебряный стакан, выполненный в начале XVII века в мастерских Патриаршего двора, отличается простотой формы и отсутствием декора. На дне стакана сделана резная надпись: «/ стакан / патриарш / казеннои / весу 61 [золотник].
![Стакан. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sxQqvrFmEu5nVRUoosNzvSvcMqwiZqiXxNks4iZVe0ztGs1Rn9r8XI4ndkBqxtCtK-QXqqcLOGu2icEhPTjOxiLPDMa_7GP-Z3mu-iFO8KKjEhKubym8MIzKFV7QaBKhGwLZimGrHAb6gJ-vXPHmsmUF_opr4ykAwF8h4tiz4-kwI8q7vzNGvA2g=s0-d)
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг.
Серебро, резьба, золочение.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Гладкий на поддоне стакан, принадлежащий царю Михаилу Федоровичу Романову, выполнен в 1650-1700-х годах. По венцу стакана имеется надпись, свидетельствующая об его принадлежности царю Михаилу Федоровичу
![Стакан. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1650-1700 гг. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vr92Gr426oLF3jlyMz9vSWsjQW1tybcKZR90-ZEzjVq_-Yfhz95TAkTbT9_-Xf5dsY9oPfAekzxoLbhuQy5-1RPEzipE7uUWXOTTy8-6DuqmPa9fu_ClwkMt3Ueixn9aa25zO80BVTfAvBGcFfJ6LqjhlaQVU-Q4d4nCv_O7YpOeILKG9MK3v1vw=s0-d)
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1650-1700
Серебро, чеканка, резьба, золочение.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Выполненный в этот период времени другой стакан, владельцем которого так же являлся царь Михаил Федорович, помещен на поддон на трех ножках в виде фигурок маленьких львенков.
![Стакан. Россия, Москва, конец XVII в.](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vVVQuZXYoRcOoQq0ux9L3Y5GeQxsLF60icVP9OFeZbmlFrej7DRxBTtEbVu7b4y6je9H2rUg02YhUOB5IzD14FMlV4jC1FpYeJuGUBR_cguRds0hV6go47HRQJa91T6I3KY-_aK6mahbu60gGsTzb1Qe6PlRWLM_4NxpHoWP1GsDwhwEERlhop_w=s0-d)
Россия, Москва, конец XVII в.
Серебро, чеканка, резьба, чернь, золочение.
Если орнамент стаканов первой половины XVII века графичен, четок и легко читается, то второй половине века рисунок становится густым и сложно закрученным. В орнамент включаются изображения животных и птиц.
![Стакан. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, конец XVII в. Мастер В.Андреев.](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vm9A28lGMSlMNj4hM1npdKvf34n8nPQ2QnudVCKB0WNWEYjKNY3MrzINtfoZOmmKIiR0sM7j7dE2dPHL4Q1kk5TCwVEjGqaZpavSjd0fpRmmbd9hCw_X9vHpO-hEdI_gef_vGMDjM5ttdckKBPb1Ikd3C07gptIn6gnmwUv8z3WbktTIBjdp9X2w=s0-d)
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, конец XVII
в.
Мастер В.Андреев.
Серебро, чеканка, резьба золочение.
Примером тому служит стакан, выполненный в 1651-1700 годах.(из.4). Поверхность его покрыта черневыми травами, на фоне которых размещается резной золоченый орнамент из свободно вьющихся ветвей с листьями, васильков, подсолнухов на длинных прямых стеблях, сидящих на ветке орлов.
![Стакан. Россия, Москва, 1691-1700 гг.](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sHoteWCZ7LKyh16fWtqPoaiADML81OBmL4Mc5CMBcIj5FDmnKBj9ob4wMvwyhV4ris7FpP5EuVIuUmmuKAEDYYVki9Gfz3J-ztewRAernUUgMYGK5tnS4Bzf3PAD_4ryzvOdyTlpjIgPkWXJVZu6DCBwlqATN2TcsfRq0fSEeny5jV2wudNyg3=s0-d)
Россия, Москва, 1691-1700 гг.
Серебро, чеканка, золочение, резьба, чернь.
Наряду с орнаментальными композициями все большую роль в русском серебряном деле второй половины XVII века начинают играть сюжетные изображения, причем их круг значительно расширяется. Появляются сцены из библейской истории, притчи, всевозможные аллегории. Особенно интересен стакан с библейскими сценами, представляющими собой творчески переработанные композиции по мотивам гравюр библии Пискатора, выпущенной голландским издателем и гравером Класом Висхером в 1650 г. с гравюрами по рисункам нидерландских художников. Стакан выполнен талантливым мастером художником-гравером Василием Андреевым в конце семнадцатого века.
В конце XVII века большую роль в декоративном оформлении серебряных изделий играла чернь. Стакан из коллекции Оружейной палаты, выполненный в конце XVII века, является образцом подобного художественного решения.
kreml.ru
Россия, Москва, Патриаршая серебряная мастерская, начало XVII в.
Серебро, золочение.
Музеи Кремля обладают уникальной коллекцией серебряных стаканов, изготовленных в Мастерских Московского Кремля.
Серебряный стакан, выполненный в начале XVII века в мастерских Патриаршего двора, отличается простотой формы и отсутствием декора. На дне стакана сделана резная надпись: «/ стакан / патриарш / казеннои / весу 61 [золотник].
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг.
Серебро, резьба, золочение.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Гладкий на поддоне стакан, принадлежащий царю Михаилу Федоровичу Романову, выполнен в 1650-1700-х годах. По венцу стакана имеется надпись, свидетельствующая об его принадлежности царю Михаилу Федоровичу
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1650-1700
Серебро, чеканка, резьба, золочение.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Выполненный в этот период времени другой стакан, владельцем которого так же являлся царь Михаил Федорович, помещен на поддон на трех ножках в виде фигурок маленьких львенков.
Россия, Москва, конец XVII в.
Серебро, чеканка, резьба, чернь, золочение.
Если орнамент стаканов первой половины XVII века графичен, четок и легко читается, то второй половине века рисунок становится густым и сложно закрученным. В орнамент включаются изображения животных и птиц.
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, конец XVII
в.
Мастер В.Андреев.
Серебро, чеканка, резьба золочение.
Примером тому служит стакан, выполненный в 1651-1700 годах.(из.4). Поверхность его покрыта черневыми травами, на фоне которых размещается резной золоченый орнамент из свободно вьющихся ветвей с листьями, васильков, подсолнухов на длинных прямых стеблях, сидящих на ветке орлов.
Россия, Москва, 1691-1700 гг.
Серебро, чеканка, золочение, резьба, чернь.
Наряду с орнаментальными композициями все большую роль в русском серебряном деле второй половины XVII века начинают играть сюжетные изображения, причем их круг значительно расширяется. Появляются сцены из библейской истории, притчи, всевозможные аллегории. Особенно интересен стакан с библейскими сценами, представляющими собой творчески переработанные композиции по мотивам гравюр библии Пискатора, выпущенной голландским издателем и гравером Класом Висхером в 1650 г. с гравюрами по рисункам нидерландских художников. Стакан выполнен талантливым мастером художником-гравером Василием Андреевым в конце семнадцатого века.
В конце XVII века большую роль в декоративном оформлении серебряных изделий играла чернь. Стакан из коллекции Оружейной палаты, выполненный в конце XVII века, является образцом подобного художественного решения.
kreml.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий