Высокие стаканы, расширенные в верхней части, издавна бытовали на Руси. Они изготавливались из олова, меди, серебра. Стаканы ХVI- ХVII веков были с сильным раструбом стенок. Стеклянные и хрустальные стаканы появились на Руси в ХVII столетиях. Постепенно форма их менялась, приобретая форму цилиндра, иногда на ножках-шариках. Серебряные стаканы XVII века украшались резным и черневым орнаментом из вьющихся стеблей с крупными цветами, изображением фруктов, ягод, связок плодов.
Россия, Москва, Патриаршая серебряная мастерская, начало XVII в.
Серебро, золочение.
Музеи Кремля обладают уникальной коллекцией серебряных стаканов, изготовленных в Мастерских Московского Кремля.
Серебряный стакан, выполненный в начале XVII века в мастерских Патриаршего двора, отличается простотой формы и отсутствием декора. На дне стакана сделана резная надпись: «/ стакан / патриарш / казеннои / весу 61 [золотник].
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг.
Серебро, резьба, золочение.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Гладкий на поддоне стакан, принадлежащий царю Михаилу Федоровичу Романову, выполнен в 1650-1700-х годах. По венцу стакана имеется надпись, свидетельствующая об его принадлежности царю Михаилу Федоровичу
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1650-1700
Серебро, чеканка, резьба, золочение.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Выполненный в этот период времени другой стакан, владельцем которого так же являлся царь Михаил Федорович, помещен на поддон на трех ножках в виде фигурок маленьких львенков.
Россия, Москва, конец XVII в.
Серебро, чеканка, резьба, чернь, золочение.
Если орнамент стаканов первой половины XVII века графичен, четок и легко читается, то второй половине века рисунок становится густым и сложно закрученным. В орнамент включаются изображения животных и птиц.
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, конец XVII
в.
Мастер В.Андреев.
Серебро, чеканка, резьба золочение.
Примером тому служит стакан, выполненный в 1651-1700 годах.(из.4). Поверхность его покрыта черневыми травами, на фоне которых размещается резной золоченый орнамент из свободно вьющихся ветвей с листьями, васильков, подсолнухов на длинных прямых стеблях, сидящих на ветке орлов.
Россия, Москва, 1691-1700 гг.
Серебро, чеканка, золочение, резьба, чернь.
Наряду с орнаментальными композициями все большую роль в русском серебряном деле второй половины XVII века начинают играть сюжетные изображения, причем их круг значительно расширяется. Появляются сцены из библейской истории, притчи, всевозможные аллегории. Особенно интересен стакан с библейскими сценами, представляющими собой творчески переработанные композиции по мотивам гравюр библии Пискатора, выпущенной голландским издателем и гравером Класом Висхером в 1650 г. с гравюрами по рисункам нидерландских художников. Стакан выполнен талантливым мастером художником-гравером Василием Андреевым в конце семнадцатого века.
В конце XVII века большую роль в декоративном оформлении серебряных изделий играла чернь. Стакан из коллекции Оружейной палаты, выполненный в конце XVII века, является образцом подобного художественного решения.
kreml.ru
Россия, Москва, Патриаршая серебряная мастерская, начало XVII в.
Серебро, золочение.
Музеи Кремля обладают уникальной коллекцией серебряных стаканов, изготовленных в Мастерских Московского Кремля.
Серебряный стакан, выполненный в начале XVII века в мастерских Патриаршего двора, отличается простотой формы и отсутствием декора. На дне стакана сделана резная надпись: «/ стакан / патриарш / казеннои / весу 61 [золотник].
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг.
Серебро, резьба, золочение.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Гладкий на поддоне стакан, принадлежащий царю Михаилу Федоровичу Романову, выполнен в 1650-1700-х годах. По венцу стакана имеется надпись, свидетельствующая об его принадлежности царю Михаилу Федоровичу
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1650-1700
Серебро, чеканка, резьба, золочение.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Выполненный в этот период времени другой стакан, владельцем которого так же являлся царь Михаил Федорович, помещен на поддон на трех ножках в виде фигурок маленьких львенков.
Россия, Москва, конец XVII в.
Серебро, чеканка, резьба, чернь, золочение.
Если орнамент стаканов первой половины XVII века графичен, четок и легко читается, то второй половине века рисунок становится густым и сложно закрученным. В орнамент включаются изображения животных и птиц.
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, конец XVII
в.
Мастер В.Андреев.
Серебро, чеканка, резьба золочение.
Примером тому служит стакан, выполненный в 1651-1700 годах.(из.4). Поверхность его покрыта черневыми травами, на фоне которых размещается резной золоченый орнамент из свободно вьющихся ветвей с листьями, васильков, подсолнухов на длинных прямых стеблях, сидящих на ветке орлов.
Россия, Москва, 1691-1700 гг.
Серебро, чеканка, золочение, резьба, чернь.
Наряду с орнаментальными композициями все большую роль в русском серебряном деле второй половины XVII века начинают играть сюжетные изображения, причем их круг значительно расширяется. Появляются сцены из библейской истории, притчи, всевозможные аллегории. Особенно интересен стакан с библейскими сценами, представляющими собой творчески переработанные композиции по мотивам гравюр библии Пискатора, выпущенной голландским издателем и гравером Класом Висхером в 1650 г. с гравюрами по рисункам нидерландских художников. Стакан выполнен талантливым мастером художником-гравером Василием Андреевым в конце семнадцатого века.
В конце XVII века большую роль в декоративном оформлении серебряных изделий играла чернь. Стакан из коллекции Оружейной палаты, выполненный в конце XVII века, является образцом подобного художественного решения.
kreml.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий