Тройник – это не только деталь трубопровода и та штука, в которую втыкаются вилки проводов. Есть у слова «тройник» более интересное значение, которое отсылает нас в мир деревянного зодчества Русского Севера.
«Северный тройник» — это, собственно, архитектурный ансамбль из двух церквей и колокольни. Строились «тройники» на погостах. Не стоит представлять мрачную картину архитектурного ансамбля на кладбище. «Погост» — производное от слова «гость» в значении «купец». Исторически погосты были центром общественной жизни, местом сбора народа и даже территориальной единицей.
«Тройники» — явление исключительное, характерное только для Русского Севера. Отчасти это объясняется климатическими условиями: суровая зима и умеренно-теплое лето. На погосте строилось две церкви, летняя и зимняя. Летняя церковь предназначалась для богослужений с Пасхи до Успения, зимняя – соответственно – от Успения до Пасхи.
Летняя церковь – традиционно самая крупная постройка ансамбля, обеспечивала прихожанам прохладу в летнюю жару. Как правило, летняя церковь имела самое богатое убранство и наиболее полный иконостас, являясь гордостью погоста. Зимняя церковь «тройника» была меньше по размерам, имела печь для отопления. Непременный атрибут для большинства зимних церквей – обширная трапезная, пожалуй, самое многофункциональное помещение на Севере. Это была и трапезная, и приёмная, и судилище. Колокольня – самое высокое здание погоста, часто красиво оформленное, роскошно украшенное. Как правило, колокольня строилась отдельно от церквей, но сохранились и погосты, где колокольня объединялась с церквями галереей. Например, Почезерский погост в Архангельской области. Ещё одним элементом погоста традиционно являлась ограда. Сомнительно, чтобы она использовалась в оборонительных целях, часто ограда носила символический характер.
История «тройников» показательна и даже печальна. К концу XIX века деревянное зодчество претерпевало кризис. Вместо утраченных деревянных церквей возводились каменные, появились даже комбинированные постройки. Для традиции деревянных «северных тройников» эти процессы были равносильны гибели. С начала XX века, по известным причинам, темпы разрушения только ускорились.
Не было бы счастья, да несчастье помогло – Великая отечественная война пробудила национальный дух и интерес к культурному наследию. За день до Сталинградской битвы, 22 августа 1942 года вышел в тираж уникальный альбом по деревянному зодчеству. Из представленных в нём почти пятидесяти «тройников» к моменту развала СССР сохранилось 10-15.
Не буду вдаваться в причины, это требует отдельной статьи, но на сегодняшний день сохранилось… шесть «северных тройников». Совсем недавно их было семь: одна из церквей и колокольня красивейшего Лядинского погоста, сгорели 5мая.
Лядины (Архангельская обл., Каргопольский р-н.) (Колокольня и Церковь Покрова сгорели 5 мая 2013)
Шатровая Покрово-Власьевская церковь (1761 г.), двенадцатиглавая Богоявленская церковь (1787 г.), шатровая колокольня (1820 г.)
Нёнокса (Архангельская обл., Приморский р-н.) Шатровая Троицкая церковь (1727 г.), пятишатровая Никольская церковь (1763 г.), колокольня (1834 г.)
Малошуйка (Архангельская обл., Онежский р-н., д. Абрамовская) Шатровая Никольская церковь (1638 г.), пятиглавая Сретенская церковь (1870-1873 год) и колокольня (1807 г.)
Почезерский погост (Архангельская обл., Каргопольский р-н., д. Филипповская) Шатровая церковь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, церковь Обретения главы Иоанна Предтечи, шатровая колокольня. Датой строительства погоста считается 1700 год.
Варзуга (Мурманская обл., Терский р-н.) Шатровая Успенская церковь (1674 г.), Церковь Афанасия Великого (1854 г.) и колокольня (2001 г.), восстановленная по фотографиям старой, разрушенной в 1939 г.
Ворзогоры (Архангельская обл., Онежский р-н.) Летняя Никольская церковь (1636 г.), зимняя Введенская церковь (1793 г.) и колокольня (около XVIII века).
Кижи. Церковь Преображения Господня (1714 год), Покровская церковь (1764), Шатровая колокольня (1863)
cyrillitsa.ru/tradition/7495-severnye-tr
Комментариев нет:
Отправить комментарий