Тяжелогруженые каравеллы идут с запада на восток… Они везут золото Нового Света для испанской короны – много золота, так много, что некоторые корабли тонут под собственной тяжестью…
Если бы я писала приключенческий роман из жизни конкистадоров, то начала бы его именно так. Покорение Америки, уничтожение древних цивилизаций и поиски загадочной золотой страны Эльдорадо – благодатная тема для писателей и кинематографистов, но сухие исторические факты могут быть красноречивее самого захватывающего романа и самого зрелищного фильма…
На самом деле 500 лет назад на американском континенте произошло страшное - движимые неуемной жаждой богатства завоеватели-европейцы за несколько десятков лет погубили цивилизации майя и инков, хранившие память и традиции тысячелетий. Белокожие бородатые люди, так похожие на богов из древних легенд, которые ездили на диковинных животных и носили оружие, поражавшее на расстоянии, поначалу были встречены со всем гостеприимством - пока хозяева не поняли, что именно интересует гостей. А интересовали пришельцев лишь сокровища – драгоценные камни, серебро и, конечно, золото. Индейцы не могли понять этой жажды. Для них золото было металлом богов, цветом и блеском символизируя Солнце (символом Луны, соответственно, было серебро). Существует легенда, что один из индейцев майя рискнул поинтересоваться у Фернандо Кортеса, завоевавшего Мексику, почему испанцам так нужен драгоценный металл. Кортес ответил так: "Они страдают особой болезнью сердца, излечить которую может только золото". Болезнь оказалась неизлечимой – золота требовалось все больше и больше, а цена в виде крови и разрушений не могла остановить завоевателей, прикрывающихся крестом и вооруженных пушками и мушкетами…
Когда конкистадор Франсиско Писарро –покоритель Перу, Эквадора и Боливии - захватил в плен Великого Инку Атауальпу, тот предложил выкупить свою свободу, заполнив золотыми изделиями всю комнату, в которой его содержали. Испанцы не могли представить, что такое возможно. Однако император сдержал свое обещание – его подданные собрали нужное количество золота, не сдержали слова сподвижники Писарро – Атауальпа был казнен.
Франсиско Писарро и Атауальпа
Когда конкистадоры вошли в Куско – столицу империи инков (принято считать, что в переводе это слово означает "Центр мира" или "Пуп земли"), они не поверили своим глазам. Город буквально утопал в сокровищах – золотом были облицованы стены храмов и дворцов, хранивших золотые же статуи в натуральную величину, ритуальные сосуды и музыкальные инструменты из драгоценного металла. Толстой золотой цепью была окружена главная площадь Куско, а рядом с величественным Храмом Солнца раскинулся золотой сад, где, по рассказам, все деревья, цветы, животные и птицы были отлиты из золота и серебра.
Храм Солнца в Куско – современный вид и компьютерная реконструкция
Увы! Ничего из этих чудес мы увидим никогда… Завоевателей не интересовали ни изящество работы, ни тонкость отделки предметов из золота, ни история. Тонны прекрасных изделий были безжалостно переплавлены в слитки прямо на месте или позже, уже в Испании. Историки подсчитали, что из Нового Света в Старый было переправлено почти 200 тонн (!!!) золота. В первозданном виде сохранилось лишь то, что было укрыто от посторонних глаз в гробницах или спрятано от конкистадоров. До сих пор бытуют легенды об Эльдорадо – золотом городе, где хранятся остальные сокровища инков. Было предпринято множество безуспешных попыток отыскать его – и серьезными учеными, и авантюристами всех мастей.
В наши дни интерес к таинственной цивилизации инков очень высок. Коллекционеры готовы платить огромные деньги за ценности доколумбовой эпохи, а лучшие музеи мира гордятся редкими экспонатами, представляющими древние культуры Америки.
В современной Лиме существует Музей золота Перу, основанный коллекционером и знатоком доколумбовой Америки Мигелем Мухика Гальо. В музее собрано более 8000 экспонатов разных эпох и культур, существовавших когда-то на территории современного Перу – ритуальные предметы, посмертные маски, оружие, украшения, посуда… Среди ценнейших экспонатов - царский паланкин из золота и серебра, туники, расшитые золотыми пластинами, керамические сосуды и образцы древнего узелкового письма – кипу.
Этой весной у москвичей и тех, кто приедет в столицу с конца марта по конец мая, есть уникальная возможность познакомиться с перуанскими сокровищами, так сказать, из первых рук. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представляет нашему вниманию выставку "1000 лет золота инков".
Все-таки в слове "золото" есть магия и для современного человека. Интересно, назови организаторы выставку не "Золото инков", а, например, "Культура инков", стояли бы москвичи в длинной очереди, прячась от метели под капюшонами и зонтиками? Как бы то ни было, поверьте, ожидание будет вознаграждено. На мой взгляд, это одна самых удачных выставок последних лет. Прекрасно отдавая себе отчет в том, что многие посетители плохо представляют себе историю и культуру Перу, организаторы "Золота инков" сделали все, чтобы люди не просто увидели золотые и серебряные предметы (чем-чем, а золотом нас не удивить), а приобщились бы к древней цивилизации. Огромные фотографии перуанских природных красот и исторических достопримечательностей сразу создают у зрителей нужное настроение. Попробую сделать то же самое.
Впечатляет?
Информационные стенды знакомят посетителей с историей и хронологией, религией и искусством перуанских культур, со структурой общества, техникой обработки металлов и другими ремеслами… Меня поразило, как внимательно и вдумчиво люди читали длинные и непростые тексты – стремясь понять, что именно они видят на стендах. Без этого понимания все 80 экспонатов выставки представляют собой лишь драгоценные (и явно дорогостоящие), но непонятные предметы, очень далекие от нашей эстетики.
Почему, например, ожерелья, серьги и нагрудные пекторали столь массивны? Оказывается, это церемониальные и погребальные украшения, призванные не только и не столько продемонстрировать статус владельца, но и отпугнуть злых духов. Этой же цели служили и совсем не понятные нам украшения для носа…
Ожерелья и пекторали
Серьга и украшение для носа
Если всматриваться внимательно, то и чужая нам эстетика становится ближе. Стилизованные или реалистичные изображения животных хочется разглядывать и разглядывать, а изящной чеканкой на тонких листах золота – любоваться и любоваться…
Зачем головной убор правителя украшен тонкими золотыми перьями? Дело в том, что они настолько невесомы, что колышутся и звучат при малейшем дуновении. А как вы думаете, что это за странный предмет? Это шлем из золотых деталей, связанных растительными волокнами. Удивительная сохранность… Интересны и церемониальные ножи, богато украшенные и необыкновенно тонко сработанные.
Очень любопытна и необычна представленная посуда – как бытовая, так и ритуальная. Керамические сосуды удивительной формы показывают, как Мать-земля "рожает" растения и животных или изображают человеческие и звериные головы. Посмотрите, насколько реалистичен серебряный сосуд в виде головы ламы.
Оказывается, у некоторых золотых кубков было двойное дно. Знаете, зачем? В пустоты насыпали мелкие камешки, которые гремели во время ритуальных возлияний, опять же отгоняя злых духов. А еще можно узнать, почему праздничные сосуды для кукурузного пива были парными. Инки, как и их далекие предки, во время торжеств ходили с двумя кубками– из одного человек пил сам, а в другой наливал пиво для любого, кто ему встретится.
Сосуды из золота, серебра и керамики
Каждый экспонат выставки по-своему замечателен и вносит свою лепту в общую картину истории и культуры Перу, которые оживают прямо на глазах посетителей. Особенно трогательно, когда музейщики "честно признаются", что не уверены в предназначении того или иного предмета. Какой простор для фантазии…
Ученые не знают, что означали эти "золотые руки"
Вообще полет фантазии "провоцирует" вся выставка. А еще вызывает желание читать и узнавать больше о загадочных исчезнувших цивилизациях. Если мне удалось вас заинтересовать, но сходить на выставку у вас нет возможности, почитайте о доколумбовой Америке. А если возможность есть, то непременно сходите на "Золото инков". Главное - идти нужно не "на золото", а "на инков".
Если бы я писала приключенческий роман из жизни конкистадоров, то начала бы его именно так. Покорение Америки, уничтожение древних цивилизаций и поиски загадочной золотой страны Эльдорадо – благодатная тема для писателей и кинематографистов, но сухие исторические факты могут быть красноречивее самого захватывающего романа и самого зрелищного фильма…
На самом деле 500 лет назад на американском континенте произошло страшное - движимые неуемной жаждой богатства завоеватели-европейцы за несколько десятков лет погубили цивилизации майя и инков, хранившие память и традиции тысячелетий. Белокожие бородатые люди, так похожие на богов из древних легенд, которые ездили на диковинных животных и носили оружие, поражавшее на расстоянии, поначалу были встречены со всем гостеприимством - пока хозяева не поняли, что именно интересует гостей. А интересовали пришельцев лишь сокровища – драгоценные камни, серебро и, конечно, золото. Индейцы не могли понять этой жажды. Для них золото было металлом богов, цветом и блеском символизируя Солнце (символом Луны, соответственно, было серебро). Существует легенда, что один из индейцев майя рискнул поинтересоваться у Фернандо Кортеса, завоевавшего Мексику, почему испанцам так нужен драгоценный металл. Кортес ответил так: "Они страдают особой болезнью сердца, излечить которую может только золото". Болезнь оказалась неизлечимой – золота требовалось все больше и больше, а цена в виде крови и разрушений не могла остановить завоевателей, прикрывающихся крестом и вооруженных пушками и мушкетами…
Когда конкистадор Франсиско Писарро –покоритель Перу, Эквадора и Боливии - захватил в плен Великого Инку Атауальпу, тот предложил выкупить свою свободу, заполнив золотыми изделиями всю комнату, в которой его содержали. Испанцы не могли представить, что такое возможно. Однако император сдержал свое обещание – его подданные собрали нужное количество золота, не сдержали слова сподвижники Писарро – Атауальпа был казнен.
Франсиско Писарро и Атауальпа
Когда конкистадоры вошли в Куско – столицу империи инков (принято считать, что в переводе это слово означает "Центр мира" или "Пуп земли"), они не поверили своим глазам. Город буквально утопал в сокровищах – золотом были облицованы стены храмов и дворцов, хранивших золотые же статуи в натуральную величину, ритуальные сосуды и музыкальные инструменты из драгоценного металла. Толстой золотой цепью была окружена главная площадь Куско, а рядом с величественным Храмом Солнца раскинулся золотой сад, где, по рассказам, все деревья, цветы, животные и птицы были отлиты из золота и серебра.
Храм Солнца в Куско – современный вид и компьютерная реконструкция
Увы! Ничего из этих чудес мы увидим никогда… Завоевателей не интересовали ни изящество работы, ни тонкость отделки предметов из золота, ни история. Тонны прекрасных изделий были безжалостно переплавлены в слитки прямо на месте или позже, уже в Испании. Историки подсчитали, что из Нового Света в Старый было переправлено почти 200 тонн (!!!) золота. В первозданном виде сохранилось лишь то, что было укрыто от посторонних глаз в гробницах или спрятано от конкистадоров. До сих пор бытуют легенды об Эльдорадо – золотом городе, где хранятся остальные сокровища инков. Было предпринято множество безуспешных попыток отыскать его – и серьезными учеными, и авантюристами всех мастей.
В наши дни интерес к таинственной цивилизации инков очень высок. Коллекционеры готовы платить огромные деньги за ценности доколумбовой эпохи, а лучшие музеи мира гордятся редкими экспонатами, представляющими древние культуры Америки.
В современной Лиме существует Музей золота Перу, основанный коллекционером и знатоком доколумбовой Америки Мигелем Мухика Гальо. В музее собрано более 8000 экспонатов разных эпох и культур, существовавших когда-то на территории современного Перу – ритуальные предметы, посмертные маски, оружие, украшения, посуда… Среди ценнейших экспонатов - царский паланкин из золота и серебра, туники, расшитые золотыми пластинами, керамические сосуды и образцы древнего узелкового письма – кипу.
Этой весной у москвичей и тех, кто приедет в столицу с конца марта по конец мая, есть уникальная возможность познакомиться с перуанскими сокровищами, так сказать, из первых рук. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представляет нашему вниманию выставку "1000 лет золота инков".
Все-таки в слове "золото" есть магия и для современного человека. Интересно, назови организаторы выставку не "Золото инков", а, например, "Культура инков", стояли бы москвичи в длинной очереди, прячась от метели под капюшонами и зонтиками? Как бы то ни было, поверьте, ожидание будет вознаграждено. На мой взгляд, это одна самых удачных выставок последних лет. Прекрасно отдавая себе отчет в том, что многие посетители плохо представляют себе историю и культуру Перу, организаторы "Золота инков" сделали все, чтобы люди не просто увидели золотые и серебряные предметы (чем-чем, а золотом нас не удивить), а приобщились бы к древней цивилизации. Огромные фотографии перуанских природных красот и исторических достопримечательностей сразу создают у зрителей нужное настроение. Попробую сделать то же самое.
Впечатляет?
Информационные стенды знакомят посетителей с историей и хронологией, религией и искусством перуанских культур, со структурой общества, техникой обработки металлов и другими ремеслами… Меня поразило, как внимательно и вдумчиво люди читали длинные и непростые тексты – стремясь понять, что именно они видят на стендах. Без этого понимания все 80 экспонатов выставки представляют собой лишь драгоценные (и явно дорогостоящие), но непонятные предметы, очень далекие от нашей эстетики.
Почему, например, ожерелья, серьги и нагрудные пекторали столь массивны? Оказывается, это церемониальные и погребальные украшения, призванные не только и не столько продемонстрировать статус владельца, но и отпугнуть злых духов. Этой же цели служили и совсем не понятные нам украшения для носа…
Ожерелья и пекторали
Серьга и украшение для носа
Если всматриваться внимательно, то и чужая нам эстетика становится ближе. Стилизованные или реалистичные изображения животных хочется разглядывать и разглядывать, а изящной чеканкой на тонких листах золота – любоваться и любоваться…
Зачем головной убор правителя украшен тонкими золотыми перьями? Дело в том, что они настолько невесомы, что колышутся и звучат при малейшем дуновении. А как вы думаете, что это за странный предмет? Это шлем из золотых деталей, связанных растительными волокнами. Удивительная сохранность… Интересны и церемониальные ножи, богато украшенные и необыкновенно тонко сработанные.
Очень любопытна и необычна представленная посуда – как бытовая, так и ритуальная. Керамические сосуды удивительной формы показывают, как Мать-земля "рожает" растения и животных или изображают человеческие и звериные головы. Посмотрите, насколько реалистичен серебряный сосуд в виде головы ламы.
Оказывается, у некоторых золотых кубков было двойное дно. Знаете, зачем? В пустоты насыпали мелкие камешки, которые гремели во время ритуальных возлияний, опять же отгоняя злых духов. А еще можно узнать, почему праздничные сосуды для кукурузного пива были парными. Инки, как и их далекие предки, во время торжеств ходили с двумя кубками– из одного человек пил сам, а в другой наливал пиво для любого, кто ему встретится.
Сосуды из золота, серебра и керамики
Каждый экспонат выставки по-своему замечателен и вносит свою лепту в общую картину истории и культуры Перу, которые оживают прямо на глазах посетителей. Особенно трогательно, когда музейщики "честно признаются", что не уверены в предназначении того или иного предмета. Какой простор для фантазии…
Ученые не знают, что означали эти "золотые руки"
Вообще полет фантазии "провоцирует" вся выставка. А еще вызывает желание читать и узнавать больше о загадочных исчезнувших цивилизациях. Если мне удалось вас заинтересовать, но сходить на выставку у вас нет возможности, почитайте о доколумбовой Америке. А если возможность есть, то непременно сходите на "Золото инков". Главное - идти нужно не "на золото", а "на инков".
Комментариев нет:
Отправить комментарий