понедельник, 17 июня 2013 г.

Роспись Благовещенского собора Кремля

Если взглянуть в пространство храма из западной галереи, в проёме портала видна икона Богородицы из Деисусного чина. Она как бы приглашает войти в церковь.

Собор невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи. На широкие хоры западной части храма ведёт лестница, устроенная в толще северной стены.

Сразу стоит обратить внимание на пол храма. Он вымощен подмосковным кремнем. Его обрабатывали особым образом, поэтому он похож на яшму. Этот “яшмовый” пол впервые упоминается в XVII веке, но, по всей вероятности, его выложили ранее, ещё в XVI веке. Первое упоминание о нём в летописях не даёт оснований датировать эти каменные плиты XVII веком. Скорее всего, его положили гораздо раньше, чем об этом упомянули в грамотах. Есть основания верить, что ещё Иван Грозный заказал камень для пола, ведь именно при нём Благовещенский собор перестроили.

В XIX веке, в связи со строительством Большого Кремлёвского дворца, в храме сделали некоторые изменения, в том числе добавили  балкон наверху. Окна в северной и южной части храма растесали в XVIII веке. Подлинные оконные проёмы не сохранились.
Вертикальное движение храма подчёркнуто освещением – из барабана льётся поток света, а нижнее пространство затемнено. В скуфье, куполе храма, помещено погрудное изображение Спаса Вседержителя.

Ниже написаны восемь архангелов. Между окнами барабана – ростовые фигуры библейских праотцов – Адам, Ева, Авель с пастушьим посохом, Ной с ковчегом, Енох, Сиф, Мельхиседек с чашей и Иаков. Лучше всего сохранилась фигуры Евы в восточной части барабана.



В парусах, по традиции, помещены евангелисты.
Центральное место в росписи отведено праздникам, они написаны в люнетах храма. На восточных столпах над иконостасом помещено Благовещение. В люнете южной стены – Рождество Христово XIX века., северной – Успение Богоматери – фреска XVI века.

Большое место в программе росписей храма занимает Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. Апокалипсис вошёл в канонический Новый Завет достаточно поздно, лишь в конце XIV века, до этого много спорили, включать его в Евангелие или нет. Апокалипсис состоит из трёх частей, в нём рассказывается о том, что происходит 1.на небе, 2.на земле и 3.описывается картина самого Страшного Суда.  Повестовование достаточно сложное, остановимся лишь на некоторых эпизодах.

Фреска на северной стене собора – изображение видений божества. В окружении ангелов на троне восседает Спас Эммануил с огненным ликом, а из его уст исходит обоюдоострый меч, в руке – семь звёзд. На коленях перед ним – потрясённый Иоанн Богослов.

2 Фреска на промежуточной восточной стене над аркой. Справа – конь рыжий одного из всадников Апокалипсиса.

слева –конь бледный. Конь бледный означает смерть, конь рыжий – войну.

На северной стене – Агнец открывает книгу с 7 печатями, после снятия каждой печати на землю сыпятся новые страшные бедствия. Ниже, под окнами, изображено Снятие пятой печати. Пятиглавый храм на фреске напоминает Успенский собор. Христос и ангелы раздают праведникам белые одежды, как отличительный знак. Христос в белых одеждах ведёт войско сразиться с неправедными.

Далее переходим на восточную стену, где изображён Страшный суд. Согласно канону слева на стене изображают райские кущи, а справа – Геену огненную.
Фреска на северной стене – “Жена, облачённая в солнце”. Видна жена на фоне солнца, ногами опирается на луну. Под ней изображён дракон, он хочет затопить её водой. И справа ангел спасает младенца, он уносит его к Богу Саваофу. Видна лишь часть изображения Бога-отца (он срезан)

В православной традиции младенец означает души спасшихся праведников, а “жена, облачённая в солнце” – христианскую Церковь.
На столпах выше и ниже иллюстраций Апокалипсиса изображены фигуры святых – византийских императоров и русских князей. В верхнем ярусе юго-западного столпа – император Михаил и императрица Феодора, в их правление было восстановлено иконопочитание. На нижнем ярусе этого же юго-западного столпа изображены Константин и Елена, это поздняя фреска XIX века.

На северо-западном столпе – святая княгиня Ольга и её внук, равноапостольный князь Владимир. Также на столпах изображены воины-мученики святой Георгий и Дмитрий Солунский и русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, его отец Ярослав Всеволодович, Иван Калита, Дмитрий Донской и его сын Василий I.
Иконостас. В соборе хранится один из самых ранних многоярусных иконостасов в России. Верхний, праотеческий чин получил новый оклад в 1896 году, его сделали мастера прославленной ювелирной фирмы И.П.Хлебникова.

Деисусный чин писали греческие мастера, это иконы XIV века (!) Лучшая икона деисуса – это образ Богородицы. Необыкновенно красив одухотворённый лучащийся добротою лик Богородицы, обрамлённый синим мафорием. Точного утверждения, что это работа Феофана Грека нет, но искусствоведы предполагают его авторство и не оспаривают, что икону писал греческий мастер  XIV века. Однако точное утверждение, что это работа Феофана Грека, сомнительно. После пожара 1547 года, по приказу Ивана Грозного, в Благовещенский собор перенесли древние иконы из разных храмов.

В праздничном чине находятся иконы работы московских мастеров, но авторство  Андрея Рублёва и Прохора с Городца не установлено. Но даже если иконы праздничного чина писали  другие мастера, это не умаляет их ценности.
Пророческий и Праотеческие чины состоят из икон XVI века. Местный чин в основном собран из образов, перенесённых в Благовещенский собор по приказу Ивана Грозного.

Пядичный чин – такие чины были, в основном, домовых храмах, в иконостасах церкви Ризоположения, домовом храме Патриарха, тоже есть такой чин. В этом ряду в Благовещенском соборе были совсем другие иконы, многие уничтожили в 1812 году. Эти иконы были написаны после 1812, в XIX веке. Некоторые из них не в лучшем состоянии, покоробились, поскольку написаны на холсте.

Не сохранились и подлинные царские врата, они пропали в 1812 году после ухода из Кремля французских войск. Современные врата изготовили в 1818 году из вышедших из употребления серебряных изделий, которые хранились в ризнице Благовещенского собора. Врата серебряные, позолоченные.
О богородичных иконах в Кремлёвских соборах подробно рассказано в статье “Богородичные образы”. Напомним, что в местом чине у северной стены обращает на себя внимание Богоматерь Одигитрия Тихвинская XVI века.

Первоначально икона перенеслась в Тихвин из Константинополя и это восприняли как знамение перехода столицы православия из Византии в Москву. В клеймах иконы рассказывается о её чудесном перенесении, о том, что икона осталась невредима в двух пожарах Тихвинского монастыря. В нижнем длинном клейме справа среди молящихся видна фигура Ивана Грозного в шапке, напоминающей шапку Мономаха.

Икона Смоленская-Шуйская. Ранее здесь была икона Богородицы Донская. Рама эта – XVII века и есть непрямые доказательства того, что заказана она была царицей Софьей Алексеевной. Лики святых жен-праведниц (кроме Евы и Сусанны – Сару, Ребекку и др.) писал западноевропейский мастер, по типу изображения с большой долей вероятности можно сказать, что это работа нидерландского мастера.

Храмовая икона “Благовещение” XVII века. Такой иконографический тип, где младенец Иисус входит в лоно Богородицы, называется “Воплощение”.

В клеймах иконы изображён Акафист
Спас на престоле. Спас благословляющим жестом указывает на Евангелие. К этой иконе, к такой иконографии, апеллировал патриарх Никон, когда говорил, что патриаршая власть не подвластна царской. Икону XIV века переписали в XVI-XVII веках. От живописи XIV века сохранился лишь золотой фон и фрагменты на лике Спасителя.

Икона Алексия Человека Божьего. Икона местного чина иконостаса находится напротив царского места. Поскольку последним царём, чьим домовым храмом был Благовещенский собор, стал Пётр I, то здесь должна быть икона святых Петра и Иоанна. Но она сейчас находится на реставрации и временно заменена другой иконой, после реставрации её вернут в собор.

Большая икона “Четырёхчастная” расположена на южной стене храма. Написана икона в середине XVI века и вызвала множество споров, в частности, дьяк Иван Михайлович Висковатый считал, что эта икона не должна находиться в домовом храме. Претензии Висковатого даже разбирали на церковном соборе. Митрополит Макарий и другие церковные иерархи утвердили законность и обоснованность  такой иконографии.
На иконе в лицах изображена история земного мира в её связи с миром космическим и предопределённость спасения человечества через смерть Сына Божия и утверждения троичности и единства Бога. Чтение иконы идёт по кругу,

начало – в верхней левой части, где изображено Божественное домостроительство. Затем следуют события ветхозаветной истории, чтение переходит в нижнюю левую часть иконы, затем – в нижнюю правую часть, где изображена победа над смертью через крестную смерть Христа. Повествование заканчивается в верхней правой части, там написано возвращение Единородного сына в лоно Отца. Над каждой частью иконы помещена надпись, где раскрывается основное содержание сюжета.
Интересно, что со временем на иконе из-под красочного слоя проявляются пометки о цвете разных частей изображения. Видимо, икону писали много мастеров и для них точно указали цвет той или иной группы.
Оклады на многие иконы выполнены в XIX веке.
kraeved1147.ru/blagoveshhenskiy-sobor/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Проверка сайта