четверг, 11 июля 2013 г.

Сбор ягод .




Николай Фомин. Земляника. Из серии "Ягоды наших лесов".

Мы охочи в лес по ягоды ходить,
По сыру бору погуливати,
В темном лесе приаукнуться:
«Ты ay, ay, мой миленький дружок,
Ты подай-ко свой тайный голосок
Через темненький, зелененький лужок».







Сбор ягод и грибов был девичьим занятием. Замужние женщины почти не имели на это времени, а для мужика ходить по ягоды считалось только «народ смешить».


В. Г. Тимофеев. Девочка с ягодами.

Сезон сбора ягод начинался в конце июня – первых числах июля. Ко дню Давида Земляничника (26 июня / 9 июля) поспевала земляника: «Земляника девок в лес зовет», к летнему празднику Казанской иконы Божьей Матери (8/21 июля) созревала черника, на Первый Спас (1/14 августа) – малина и черемуха. В начале сентября можно было уже собирать бруснику, со дня Петра и Павла Рябинников (10/23 сентября) – заготавливать рябину и калину. За клюквой ходили на болота вплоть до осенних заморозков, а ранней весной собирали сладкую подснежную клюкву, оставшуюся с минувшей осени.


Федот Сычков.

Девушки всей стайкой отправлялись в лес, где на пригорках пахло нагретой землей и травами, а в низинах – прелой листвой и росшей по берегам ручейков таволгой, и пели:

Ой, сегодняшний денек!
Забрал девушку хмелек.
Калинка моя, малинка моя!
А забрал хмелек –
Полюбил паренек.
Калинка моя, малинка моя!
Макар-молодец
Александрович холостой.
Калинка моя, малинка моя!


Рачков Николай Ефимович. Девочка с ягодами 1871 г.

Парни, узнав, что девушки идут за ягодами, могли пойти вслед за ними. Очевидец рассказывал: «Когда поспеют ягоды, девицы ходят за ними, а парни сзади с гармонью ломятся по кустарникам. Потом сходятся вместе – борются, толкаются... Все разбиваются на пары, творят что хотят» (АРЭМ, ф. 7, оп. 1, Д. 718, л. 2).


Татьяна Доронина. Сладкая ягодка.

По дороге в лес девушки загадывали, много ли ягод удастся собрать. Например, бросали перед собой корзинку и кричали: «Ваюшка, половина или полная корзина?» Если корзинка встанет на дно – будет полная, если упадет набок – заполнится до середины, а если перевернется вверх дном – получишь «ваюшку» (четверть корзинки). Дойдя до ягодного места, полагалось сказать: «Дай, Господи, мне ягод набрать полную корзину!»


Виноградов Сергей Арсеньевич.

В лесу можно было увидеть зверей. Встреча с лисицей считалась дурной приметой, которая означала, что надо поворачивать назад – ягод не соберешь. Если заяц перебежал дорогу – жди несчастья, которое можно миновать, если три раза подряд перекувырнуться. Верили, что по дороге в лес и в лесу нельзя упоминать вслух медведя, иначе он обязательно покажется в малиннике, а чтобы он не тронул девушку – следует притвориться мертвой или показать ему свою грудь.


Тормосов Виктор Михайлович.

Однако вообще появление медведя перед девушкой считалось хорошей приметой, которая означала, что девушка скоро выйдет замуж. Если по дороге в лес девушка услышала кукушку, полагалось крикнуть: «Через сколько лет я выйду замуж?» – сколько раз кукушка прокукует, столько лет надо ждать свадьбы.


Albert Samuel Anker. Девочка с ягодами. Мариэлла.

Отправляясь в лес, девушки старались с помощью заговоров и заклинаний защититься от разных опасностей. Например, от змеиного укуса отговаривались так: «Я, раба (имя), иду в лес, а ты, змея, три аршина в землю влезь»; от укуса клеща произносили: «Клещ ты, клещ, ты меня не ешь. Я тебя не задену. Я в лес, ты на лес. Мое тело как репный камень. От ин до веку. Аминь» (Русские заговоры и заклинания. С. 298, 304).


Михаил Сатаров. По ягоды.

Ягод требовалось набрать много, так как их обычно заготавливали на зиму. Землянику, малину, чернику сушили; бруснику парили в печах, клюкву и бруснику заливали холодной водой и держали всю зиму в погребах. Рябину и калину вешали сначала в кистях под крышу дома, а затем переносили на чердак.


О.Быковский. На даче. Девочка за чисткой ягод.

Часть собранных ягод девушки несли на продажу в помещичьи усадьбы или на базар в близлежащий город:

В темном лесе я была,
Цветы, ягодки брала.
Я на рыночек снесла –
На целковый продала.
Я башмачки завела,
Чулки новые купила,
Ало платье надела:
Долго милого ждала.
Я милушку дождалась,
За шеюшку обняла.


Johan Severin Nilson. Летний пейзаж с девочкой, собирающей ягоды.


А. Простяков.


Paul Lacroix.


Prentice Levi Wells . Baskets of Raspberries.


Granberry Virginia. Raspberries.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post221784547/


Granberry Virginia. Raspberries.


Ludivine Corominas.


Слава Коробейников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Проверка сайта