четверг, 11 июля 2013 г.

Носовые фигуры старинных кораблей.

Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен.В древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, в древней Греции- кариатидой.



Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.






Сейчас ее называют "галеонной фигурой" по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют "гальюнной" фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях.





Плававшие на примитивных суденышках, бес­сильные перед стихией водных просторов мореплаватели старались всячески задобрить богов и духов, которые, как им представлялось, могли укрощать силы ветра и волн, обере­гать от несчастий, способствовать успеху плавания.





Духи охраняли судно от несчастий, мелей, штормов, и опасных ветров. Если корабль затонул, они
сопровождали души моряков в страну мертвых.



Древние египтяне часто отдавали предпочтение священным птицам, чье изображение должно было защищать судно и его команду в море от возможных неприятностей.




"oculus"- глаз на носу египетских судов



Финикийцы обычно устанавливали на носу резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность их кораблей, а греки и римляне - разъяренного кабана или дракона, дабы запугать потенциального неприятеля.





Голова дракона являлась обязательной принадлежностью быстроходных дракаров у викингов.



Украшения в обличье богов характерны для Древней Греции, причем отдавали предпочтение богине победы Нике. Также в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи.



Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и торговли, Нептун и Меркурий.



Уходя в море, моряки всегда соверша­ли жертвоприношения, а чтобы показать, что своих покровителей никогда не забывают, на судах стали устанавливать в виде украшения культовые предметы и изображения бо­гов.



Чаще всего на первых порах это были изображения мифических животных. Жители Норвегии, например, для своих дракаров выреза­ли из дерева фигуры в виде головы дракона, располагавшиеся на носу судна. Славяне ук­рашали свои ладьи головами баранов или козлов, а другие народы украшения на носу судна предпочитали делать в виде птиц, например павлинов.





Многие носовые фигуры олицетворяли в прямой, аллегорической или символической форме название судна, с целью показать имя корабля людям, которые в большинстве своем- не умели читать.



В этом случае использовались самые разнообразные фигуры: от древнеримских императоров и героев до экзотических (по тем временам) народов - индейцев, мавров и т.д. Встречались фигуры монахов, святых, женщин и дев разных видов.



С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах — больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, — весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.



Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный де­кор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей.



В 16-19 веках наиболее распространенным "персонажем", изображаемым на носу военных судов, был лев. Особенно любили украшать корабли резными львами голландцы. От них эта мода перешла и в Россию - при Петре I лев обязательно присутствовал в декоративном оформлении парусников только что созданного флота. использовались геральдические или именные скульптуры: антропоморфные - в виде человеческой фигуры, зооморфные - в форме птиц и зверей или предметные - в образе гербов, виньеток, гирлянд и т.п.



Геральдические львы и орлы символизировали мощь, силу и благородство - это были общеевропейские символы, которые чаще всего украшали носы военных кораблей.



По пышности отделки по­добные суда подчас не уступали роскошным дворцам своих властителей, а порой даже превосходили их.





В случае военно-морских кораблей- была цель- продемонстрировать богатство и могущество
владельца. В расцвете барокко, некоторые корабли имели исполинские фигуры, весящие несколько тонн.



Изначально проектные модели носовых фигур выполнялись скульптором из дерева и воска в небольшом масштабе и лишь после получения одобрения комиссии и короля они вырезались из дерева в натуральную величину.


Blanca Aurorahttp://marinni.livejournal.com/
Модель- дочь капитана,их дочери и жены часто служили моделями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Проверка сайта